История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Последствия внутриотраслевого обмена

Табл. 6.3 показывает, что существенная часть мировой торговли имеет внутриотраслевой характер. Выше, в гл. 2-5, мы рассматривали только межотраслевой обмен. Как повлияет на наши прошлые выводы анализ внутриотраслевой торговли? Внутриотраслевой обмен дает дополнительные выгоды от внешней торговли (помимо выгод от сравнительных преимуществ). Выигрыш от такого обмена связан с расширением размера рынка. Как уже отмечалось выше, в этом случае страна может одновременно сократить число производимых ею товаров, но увеличить число потребляемых. Производя меньший набор благ, страна реализует экономию на масштабе, повышая производительность и снижая издержки. Расширяется и круг товаров, доступных потребителям. В рассмотренном выше числовом примере выгоды потребителей от объединения рынков двух стран состояли в том, что вместо выбора из шести марок автомобилей в закрытой экономике у них появилась возможность выбирать из десяти марок, причем средние цены при этом снизились с 10 000 долл. до 8 000. Анализ конкретной ситуации в североамериканском автомобилестроении, приводимый нас. 130, показывает, что выгоды от расширения рынка, в самом деле могут быть значительными. Выше мы касались проблемы распределения доходов (см. гл. 3 и 4), придя к весьма пессимистичному выводу, что внешняя торговля едва ли повысит уровень жизни сразу всех социальных групп, хотя в долгосрочном плане и может принести всеобщую выгоду. В рассмотренных ранее моделях торговля влияла на относительные цены товаров и именно потому очень сильно сказывалась на распределении доходов. Представим себе теперь, что главным источником выгод от торговли является внутриотраслевой обмен. Это возможно, когда 1) страны имеют похожие сочетания факторов производства, и 2) когда экономия на масштабе и дифференциация продуктов внутри отрасли получили большое развитие. В таких условиях влияние торговли на распределение доходов будет очень мало и от нее сможет выиграть каждый.

Когда прежде всего возможна такая ситуация? Внутриотраслевая торговля начинает преобладать в отношениях между странами с примерно одинаковым уровнем экономического развития, похожим соотношением капитала и трудовых ресурсов, близкими показателями квалификации рабочей силы, т.е. между странами со схожими уровнями экономического развития. Выгоды от торговли между такими похожими странами будут тем выше, чем сильнее проявляются экономии на масштабе и дифференциация продуктов. Такими отраслями прежде всего являются производства сложной промышленной продукции, а не сырья или текстиля. И потому торговля между промышленно развитыми странами, как правило, не ведет к серьезным последствиям для распределения доходов. Такой вывод можно сделать из послевоенной истории развитых стран и особенно Западной Европы. В 1957 г. ведущие страны континентальной Европы создали зону свободной торговли, или Европейское Экономическое Сообщество ("Общий рынок"). (В 1973 г. в него вошла Великобритания.) Результатом интеграции стал быстрый рост торговли внутри ЕЭС в 1960-е годы, например, она росла примерно вдвое быстрее мировой внешней торговли в целом. Можно было бы ожидать, что такой рост торговли скажется на распределении доходов внутри стран и возникнут острые внутри- и внешнеполитические противоречия. Но этого не случилось, так как росла в основном внутриотраслевая торговля. Вместо того чтобы, скажем, рабочие электротехнической отрасли во Франции потеряли работу от роста такой же отрасли в Германии, получился совсем другой результат работники обоих секторов выиграли от роста эффективности всей европейской промышленности. У внутриотраслевой торговли существуют как позитивные, так и негативные стороны. Позитивная сторона состоит в том, что при определенных условиях такая торговля