История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Ситуационный анализ

внутриотраслевой обмен в действии: североамериканское автомобильное соглашение Необычайно яркий пример выгод от внутриотраслевого обмена дает торговля автомобилями между США и Канадой во второй половине 1960-х годов, хотя этот случай и несколько выходит за рамки рассматриваемой модели. До 1965 г. тарифы на импорт делали Канадский автомобильный рынок в известной мере самодостаточным Канада не ввозила, не вывозила за рубеж автомобили. Их производством в этой стране занимались те же фирмы, что и в США. Роль транснациональных корпораций будет рассмотрено позже. Отметим только, что в данном случае эти подразделения американских фирм в Канаде были созданы с целью обойти тарифные ограничения на местном рынке. Поэтому канадская автомобилестроительная отрасль представляла собой как бы американскую в миниатюре (примерно в десять раз уступала последней по размерам). Канадские подразделения фирм США в итоге сочли для себя невыгодным работать на узкий рынок. Во-первых, средние размеры предприятий в Канаде получились меньше, чэм в США. А во-вторых, канадские фирмы не могли позволить себе специализироваться на коксй-то одной модели машин или одном виде комплектующих. Они вынуждены были производить сразу много видов автомобилей и деталей в рамках одного предприятия, что увеличивало издержки, требовало больших складских площадей, не позволяло использовать узкоспециализированное оборудование. В итоге производительность труда в канадском автомобилестроении была на 30% ниже, чем в США. Чтобы решить эти проблемы, Канада и США договорились в 1964 г. о ликвидации основных препятствий для торговли автомобилями между ними. После этого канадские производители резко сократили число выпускаемых ими моделей машин. Скажем, "Дженерал Моторс" вдвое уменьшила число своих моделей, производимых в Канаде. При этом общий уровень производства и занятости в канадском автомобилестроении остался прежним. Снятые с производства модели стали ввозиться из США, а канадские машины пошли на экспорт. В 1962 г. Канада экспортировала в США автомобилей на 16 млн. долл., а ввезла оттуда на 519 млн. долл. В 1968 г. эти показатели составили 2,4 и 2,9 млрд. долл. соответственно. Другими словами, резко выросли экспорт и импорт это и есть внутриотраслевая торговля в действии. Выгоды от принятых мер не замедлили сказаться: в начале 1970-х годов производительность труда в канадском автомобилестроении сравнялась с американской. сравнительно легко может получить политическую поддержку в обществе. Негативная сторона состоит в проблематичности такой торговли с политической точки зрения, если она происходит между странами с очень разным уровнем развития, различной ролью экономии на масштабе и степенью дифференциации продуктов. В реальности постепенная либерализация мировой торговли в период с 1950 по 1980 гг. затронула в основном, как показано в гл. 10, торговлю промышленной продукцией между развитыми странами. Прогресс других видов торговли был далеко не столь обнадеживающим. Модель монополистической конкуренции помогает понять, как возрастающая доходность производства стимулирует внешнюю торговлю. Как выше уже отмечалось, эта модель оставляет без внимания целый ряд специфических моментов в поведении фирм при несовершенной конкуренции. Последняя способна оказать сильное влияние на характер внешней торговли и особенно, если фирмы будут устанавливать разные цены на продукцию, идущую на экспорт, и на ту,которая предназначена для внутреннего рынка.