История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Антидемпинговые процедуры и протекционизм

В США и ряде других стран демпинг считается формой нечестной конкуренции. Фирмы, которые, по их мнению, пострадали от демпинга, могут обратиться в Министерство торговли с жалобой. Если обвинение, в демпинге будет доказано, (например, в 1980-1989 гг. так было в 54% случаев), то вводится "антидемпинговая пошлина", рассчитанная как разница между текущей и "честной" ценой импортного продукта.

Экономисты никогда не приветствовали идею преследования демпинга. С одной стороны, демпинг, ценовая дискриминация, может быть вполне законной стратегией фирмы. Например, делают же авиакомпании скидки для студентов, пожилых пассажиров и тех, кто вылетает на место назначения, чтобы пробыть там лишь уик-енд. Кроме того, юридическое определение демпинга сильно отличается от экономического. Так как часто невозможно доказать, что та или иная фирма у себя продает товары дороже, чем в США, то проблему решают, считая предполагаемую "честную" цену на базе издержек производства за рубежом. Это правило "честной" цены часто мешает нормальному бизнесу: фирма ведь действительно может на первое время установить цену ниже издержек, чтобы ценой убытков открыть для себя новый рынок. Несмотря на почти единодушные протесты экономистов, число официальных жалоб на демпинг значительно выросло с 1970 г. Что это циничное злоупотребление законом или отражение роста реального значения демпинга? Почему демпинг мог стать более частым явлением? Скорее всего из-за неравномерного открытия своих рынков разными странами. После 1970 г. либерализация торговли и дерегулирование привели к открытию для международной конкуренции целого ряда прежде защищенных тарифами отраслей, например производства телефонного оборудования. С концом монополии "AT&T" в США и приватизацией телефонных компаний в других странах у фирм на этом рынке появилась возможность закупать оборудование не только у себя дома, но и за рубежом. Но в Японии и в ряде европейских стран сохранилась старая система. Не удивительно, что фирмы из этих стран, удерживая весьма высокие цены на внутреннем рынке, предлагают свое оборудование за рубежом по более низким ценам. В настоящее время в США начаты антидемпинговые процедуры против европейского экспорта стали, а вот Япония, которую саму часто обвиняли в демпинге, теперь ввела антидемпинговую пошлину на сталь, ввозимую из Китая.

Встречный демпинг

Анализ демпинга показывает,что ценовая дискриминация может вести к росту внешней торговли. Представим себе случай, когда в обеих странах Отечестве и Загранице в некой отрасли господствуют фирмы-монополисты. Для простоты примем, что они имеют одинаковые функции предельных издержек и одинаковые расходы на транспортировку продукции. В отсутствие торговли каждая фирма является полным монополистом внутри страны. Но торговля в этой ситуации возможна при наличии демпинга с обеих сторон. Каждая из фирм ограничивает свои продажи на внутреннем рынке, чтобы не вызвать падение цен. Но такая фирма вполне может продавать товар дешевле на внешнем рынке, так как негативный эффект от снижения выручки в этом случае ляжет на фирму-монополиста иг другой страны. Другими словами, каждая из фирм будет "паразитировать" на рынке другой, продавая товар дешевле, чем у себя дома, но все же выше предельных издержек В итоге между двумя странами начнется торговля, хотя вроде бы для нее нет никакю стимулов: в закрытой экономике обе фирмы-монополиста продают один и тот же товар го одинаковой цене, и даже затраты на транспортировку у них совпадают. Может получиться например, что фирма из страны А поставляет цемент в страну В, а производители и: страны В в свою очередь делают обратные поставки того же товара в страну А. Эт; ситуация называется встречный демпинг6. Безусловно, это довольно редкий случай в международной торговле, когда абсолют одинаковые товары поставляются в обоих направлениях. Впрочем, если товары все ж как-то отличаются друг от друга, встречный демпинг вполне может принести пользу.