История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Конкретный пример демпинга

Ярким примером демпинга, где экономический анализ и политические интересы противоречат друг другу, служит ситуация с импортом цемента в США. Цементная индустрия в США всегда отличалась господством группы фирм, жестко контролировавших цены. То же самое бывает и во многих других странах. Но в США цены на цемент все-таки были традиционно ниже из-за больших размеров рынка и антитрестовского законодательства. Однако ряд иностранных производителей сочли для себя выгодным поставлять цемент на американский рынок: японские фирмы в Калифорнию, а мексиканцы и венесуэльцы во Флориду. В 1990-1991 гг. в США были начаты антидемпинговые расследования против фирм из всех трех стран. Производители из США легко выиграли все три дела, так как, без сомнения, иностранцы продавали цемент дешевле, чем у себя дома. Но соответствуют ли такие решения интересам США в целом? Почему США должны отказываться от дешевого импорта, т.е. от улучшения условий торговли страны? В гл. 10 рассмотрены варианты, когда протекционизм в ряде отраслей может повышать общественное благосостояние. Но сразу можно сказать, что производство цемента к этим отраслям не относится. Объяснение антидемпинговых мер здесь может быть более прозаичным: крупные фирмы, производящие одновременно цемент и бетон, хотели нанести удар мелким производителям бетона, приобретавшим импортное сырье. В целом трудно сделать вывод об экономическом эффекте встречного демпинга. С одной стороны, взаимопоставки одинаковых товаров означают нерациональную растрату средств на транспортные издержки, с другой такой демпинг устраняет внутренние монополии, создавая конкуренцию. Выгоды от нее могут перекрыть расходы на транспортировку. Но определенно сказать о влиянии встречного демпинга на общественное благосостояние заранее невозможно. Внешняя экономия и международная торговля В модели монополистической конкуренции считается, что экономии на масштабе, стимулирующие внешнюю торговлю, возникают на уровне отдельного предприятия. Чем больше размер фирмы, тем ниже ее средние издержки. Результатом такой экономии на масштабе внутри фирмы являются несовершенная конкуренция и ее последствия (в частности, демпинг).

Но как выше уже отмечали, не всегда экономия на масштабе возникает на уровне фирмы. Скажем, средние издержки могут снизиться, когда большинство предприятий отрасли (даже если это мелкие фирмы) концентрируется в немногих районах. Такая географическая концентрация снижает транспортные расходы, создает рынок для разнообразных специальных услуг, направленных на нужды именно этой отрасли и, наконец, расширяет спрос на квалифицированную рабочую силу. Примеров этого в США можно привести много. Например, концентрация производителей полупроводников в "Силиконовой долине" в США, схожее скопление компьютерных фирм вдоль шоссе №128 в Массачусетсе, и, конечно, концентрация финансовых и банковских институтов в Нью-Йорке.