История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Динамичная возрастающая доходность

Одним из самых важных источников внешней экономии является накопление знаний. Когда одна фирма, накопив опыт, дббивлмся рис га эффективности производства, оскию-ные стремятся имитировать ее действия. Распространение накопленных знаний ведет уже к повышению эффективности во ьсеи отрасли в целом. Внешняя экономия, возникающая из накопления опыта и знаний, несколько отличается от того, что мы рассматривали раньше. До этого мы считали, что эффект от внешней экономии зависел от текущего объема выпуска в отрасли. В то же время эффект от накопления опыта зависит от того, сколько продукции отрасль произвела за все время своего существования, т.е. от накопленного объема производства. Например, затраты на тонну стали могут уменьшаться с ростом количества стали, которое отрасль произвела с момента своего возникновения. Такого рода соотношение описывается кривой обучения, связывающей затраты на единицу продукта с накопленным объемом производства. Подобные кривые показаны на рис. 6.11. Они убывают по мере накопления опыта и знаний. Когда издержки снижаются_с ростом не текущего, ^накопленного объема щюиаводства. принято говорить о динамичной возрастающей доходности. Как и обычная внешняя экономия, внешняя экономия в динамичной форме может закреплять исходное лидерство какой-либо страны в данной отрасли. На рис. 6.11 изображена кривая обучения L для страны, раньше всех появившейся на рынке. Ниже ее лежит кривая L* для страны, у которой меньшие в целом издержки производства, но которая пришла на рынок позже и, стало быть, имеет меньше производственного опыта. Как видно из рисунка, для второй страны может и не найтись места на рынке. Если к моменту ее входа на рынок накопленный объем производства первой страны будет QL, то средние издержки составят величину С. Это ниже, чем стартовый уровень издержек С*0 для страны, появившейся на рынке позже. Динамичная экономия на масштабе потенциально также может служить оправданием протекционизма. Представим себе страну, которая могла бы со временем производить

товар дешевле, чем страны, которые в данный момент контролируют рынок. Однако из-за нехватки опыта и знаний она на старте не может выдержать конкуренции. В таком случае увеличить благосостояние страны можно, либо субсидируя экспорт, либо вводя импортные тарифы. Эта идея временной защиты отраслей получила название аргумент зарождающейся отрасли. Он играет важную роль в дискуссиях по экономическому развитию. Мы рассмотрим этот вопрос более подробно в гл. 11, а пока отметим лишь, что ситуацию, показанную на рис. 6.11, довольно сложно выделить на практике из-за трудности разделения динамичной внешней экономии и обычной.

5. В модели монополистической конкуренции выделяются два вида внешней торговли: внутриотраслевой обмен однородной продукцией и межотраслевой обмен продуктами разных секторов. Внутриотраслевой обмен отражает экономию на масштабе, межотраслевой сравнительные преимущества. Первый вид обмена, кроме того, гораздо слабее сказывается на распределении доходов, чем второй.

6. Когда фирма-монополист продает товар на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем, имеет место демпинг. Эта стратегия максимизации прибыли имеет смысл, когда на внешнем рынке объем продаж более чувствителен к изменению цен. И при этом фирма способна эффективно изолировать рынки друг от друга, не давая внутренним потребителям покупать товары по более низким ценам. Встречный демпинг это случай, когда две фирмы-монополисты продают товары на рынках друг друга по демпинговым ценам. Такой встречный демпинг может тоже служить источником внешней торговли.

7. Разновидностью экономии на масштабе на уровне отрасли является внешняя экономия. Она закрепляет исторически сложившуюся международную специализацию стран в тех или иных отраслях. При крупных масштабах внешней экономии страна, появившаяся на рынке раньше, может вытеснить с него тех, кто пришел позже. Так может случиться, даже если опоздавшая страна со временем была бы способна производить товар дешевле, чем страна, исходно контролирующая рынок. Внешняя экономия тем самым может привести к потерям отдельных стран от международной торговли.