История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Межвременные производственные возможности и торговля

Даже в отсутствие международной миграции капитала в национальной экономике существует проблема выбора между потреблением текущим и будущим. Обычно в экономике не происходит немедленного потребления всей производимой продукции, часть ее принимает форму инвестиций в машины, оборудование, здания и другие виды производительного капитала. Чем больше инвестиций экономика осуществляет сейчас, тем больший объем производства и соответственно потребления она обеспечивает себе в будущем. Чтобы осуществить инвестирование, экономике надо высвободить ресурсы, сократив потребление (мы сейчас не рассматриваем возможность существования недоиспользованных ресурсов). Представим себе экономику, которая потребляет только один товар и существует только в двух периодах, которые назовем "настоящее" и "будущее". В таких условиях встает проблема выбора между производством потребительских товаров в настоящем и будущем, который можно выразить в виде так называемой границы производственных возможностей во времени. Такая граница приведена на рис. 7.4. Она выглядит так же, как и граница производственных возможностей для модели, в которой присутствуют два товара в одном временном секторе.

Для разных стран эта кривая имеет разную форму. Некоторые из них имеют большую выпуклость в сторону выпуска в настоящем, другие в сторону выпуска в будущем. Можно задать вопрос, какие причины вызывают в реальной жизни тот или иной наклон, но сначала просто предположим, что имеются две страны Отечество и Заграница с различными межвременными производственными возможностями. Кривая для Отечества имеет большую выпуклость в сторону текущего потребления, кривая для Заграницы в сторону потребления в будущем. Рассуждая по аналогии, мы уже знаем, чего ожидать. В отсутствие международного кредита предположительно относительная цена потребления в будущем будет выше в Отечестве, чем за границей, и, таким образом, если ввести возможность торговли во времени, по нашему предположению, Отечество будет "экспортировать" текущее потребление и "импортировать" потребление будущее. Такая постановка вопроса, однако, может вызвать некоторое недоумение. В самом деле, что это за относительная цена будущего потребления и как можно торговать во времени?