История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Производительность труда и сравнительное преимущество

Граница производственных возможностей показывает различные наборы благ, которые экономика может произвести. Чтобы понять, какой набор должен производиться в данный момент, нужно посмотреть на цены. А именно, нужно знать относительную цену тех двух товаров, которые производятся в экономике, т.е. цену одного продукта, измеренную в единицах другого.

В конкурентной экономике предложение товаров определяется стремлением индивидуумов максимизировать свои доходы. В нашей упрощенной модели экономики, где труд единственный фактор производства, предложение вина и сыра будет определяться переливом трудовых ресурсов между секторами в поисках более высокой оплаты труда. Пусть

цены сыра и вина соответственно. На один фунт сыра нужно .

человеко-часов труда; прибыль в рассматриваемой однофакторной модели отсутствует, и почасовая оплата труда будет равна стоимости той продукции, которую работник за этот час произведет, т.е.

Поскольку на галлон вина надо потратить

человеко часов, то почасовая оплата в этом секторе будет соответственно

Оплата труда в производстве сыра будет выше, если

оплата труда в производстве вина будет выше, если

Однако, все захотят работать там, где оплата выше. Поэтому экономика будет целиком специализироваться на сыре, если

и на вине, если

Только если

будет равно

в экономике

будут производиться оба товара. Что стоит за отношением

? Мы уже говорили выше, что это альтернативные издержки производства сыра в единицах вина. В общем случае можно сказать: экономика будет целиком специализироваться на производстве сыра, если относительные цены на него превысят альтернативные издержки его производства, и наоборот, она будет целиком специализироваться на производстве вина, если относительная цена сыра окажется ниже его альтернативных издержек. В отсутствие внешней торговли национальная экономика должна сама производить оба товара. Однако они будут производиться только тогда, когда относительная цена сыраравна альтернативным издержкам его производства. Поскольку альтернативные издержки равны отношению трудозатрат на единицу сыра и вина, можно на базе простой трудовой теории стоимости сделать следующий вывод: в отсутствие внешней торговли относительные цены товаров равны относительным трудозатратам на производство единицы каждого из них.