История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Теория многонациональной компании

Базовые элементы теории многонациональной компании рассмотрим на примере мексиканской автомобильной промышленности. В производственном отношении Мексика обеспечивает себя автомобилями собственного производства, поскольку в стране осуществляется как сборка почти всех продаваемых на мексиканском рынке автомобилей, так и производство всех запасных частей и компонентов. Однако все компании-производители мексиканских автомобилей являются дочерними предприятиями фирм США. Это общеизвестный факт; однако не следует забывать, что такому положению сопутствуют по крайней мере две альтернативы: производить автомобили в США и экспортировать их в Мексику или производить в Мексике на предприятиях, принадлежащих мексиканским резидентам и подлежащих контролю с их стороны. Почему же существует такой порядок, когда одни и те же фирмы осуществляют производство в разных странах? Современная теория многонациональной компании разделяет поставленный нами общий вопрос на два более частных. Во-первых, почему товар производится в двух или нескольких различных странах, а не в одной? Эта проблема получила в теории название проблемы размещения. Во-вторых, почему при размещении в разных странах производство осуществляется одной фирмой, а не разными? Этот момент составляет основу так называемой проблемы интернализации. Теория размещения разъясняет, почему Мексика не импортирует автомобили из Соединенных Штатов. Теория интернализации дает ответ на вопрос, почему иностранцы поставили мексиканскую промышленность под свой контроль. Теория размещения в принципе достаточно проста. По существу она составляет продолжение теории торговли, которую мы изучали в гл. 2-4. Размещение производства зачастую упирается в наличие ресурсов. Добыча алюминия должна размещаться там, где имеются месторождения бокситов, в то время как выплавка алюминия будет тяготеть к источникам дешевой электроэнергии. Производители миникомпьютеров проводят свои наукоемкие конструкторские разработки в Массачусетсе или Северной Калифорнии, а свои трудоемкие сборочные предприятия размещают в Сингапуре или Ирландии. С другой стороны, транспортные расходы или другие препятствия на пути развития торговли могут влиять на размещение. Мексиканская автомобильная промышленность в значительной части существует благодаря наличию импортных квот и других протекционистских мер, сдерживающих импорт. Дело в том, что причины, влияющие на решение корпорации относительно места размещения производства, не сильно отличаются от ключевых моментов, определяющих развитие торговли в целом. Другое дело теория интернализации. Почему бы Мексике не иметь собственную автомобильную промышленность? Во-первых, необходимо отметить, что между деятельностью многонациональных компаний в различных странах всегда имеется определенная взаимосвязь. Продукция одного филиала фирмы может служить ресурсом для другого. Технология может разрабатываться в одной стране, а применяться в другой. Управление предприятиями, расположенными в разных странах, может эффективно осуществляться из одной страны. Эти связи формируют каркас корпоративной структуры, да и сама фирма существует главным образом для того, чтобы облегчить установление таких связей. Однако международные связи не обязательно бывают внутрифирменными: узлы и детали могут продаваться на рынке, а технология передаваться по лицензионным соглашениям другим фирмам. Многонациональные компании существуют благодаря тому, что такие связи более выгодно устанавливать внутри одной фирмы, а не между разными фирмами. Поэтому движущую силу создания многонациональных фирм называют интернализацией. Мы дали определение интернализации, но не объяснили, что ее вызывает. Почему некоторые связи легче устанавливать внутри фирмы, чем между различными фирмами? Для ответа на этот вопрос был выдвинут ряд концепций, ни одна из которых не разработана теоретически и не подтверждена наглядно практикой в той же степени, что и теория размещения. Отметим, однако, две важные предпосылки для объединения деятельности, проводимой в разных странах, в рамках одной фирмы.

Согласно первой точке зрения, интернализация открывает возможности для передачи технологии. Технология, т.е. в экономическом смысле все виды знания, имеющие экономическую ценность, может быть продана или передана по лицензионному соглашению. Однако существует немало препятствий, осложняющих этот процесс. Зачастую "технология", допустим управления фабрикой, не существует в написанном виде; она имеется в виде знаний группы людей, которые нельзя просто так упаковать и продать. С другой стороны, и покупателю очень трудно определить, чего она стоит: ведь если бы покупатель знал все, что знает продавец, ему не было бы нужды прибегать к покупке. Кроме того, и сами права на интеллектуальную собственность установить трудно. Если европейская фирма продает технологию американской, другие американские компании могут перенять ее на законных основаниях. Все эти проблемы можно частично решить, если вместо продажи технологии подумать об извлечении дохода при помощи образования заграничного филиала.

Согласно другой точке зрения, интернализация позволяет реализовать потенциал вертикальной интеграции. Если одна фирма, стоящая в начале производственной цепочки, выпускает изделия, которые служат ресурсом для другой фирмы, соответственно стоящей в конце, то может возникнуть ряд проблем. Например, если обе фирмы монополисты, между ними легко может вспыхнуть конфликт, так как фирма, стоящая в конце, будет стремиться сбить цену, в то время как фирма, стоящая в начале, ее повысить. Могут возникнуть проблемы, связанные с координацией деятельности существующей производственной цепочки, с неопределенностью спроса или предложения. Наконец, колебания цены могут подвергнуть одну из сторон дополнительному риску. Если же обе фирмы объединить в одну вертикально интегрированную корпорацию, эти проблемы будут полностью или хотя бы частично разрешены. Однако эти концепции далеко не так хорошо проработаны, как анализ внешней торговли, проведенный ранее в других разделах книги. Экономическая теория организаций, на которую мы опираемся, развивая теорию многонациональных корпораций, еще "не вышла из пеленок". Это весьма досадно, если принять во внимание тот факт, что многонациональные корпорации являются центром острых противоречий.