История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Многонациональные компании на практике

Многонациональные компании играют большую роль в мировой торговле и инвестициях. Например, половина американского импорта приходится на торговлю между "родственными" предприятиями. Под этим выражением мы подразумеваем, что предприятие-продавец, как и покупатель, в большой степени принадлежит одному и тому же владельцу и контролируется им. Поэтому можно считать, что половина американского импорта приходится на сделки между отделениями многонациональных фирм. В то же время 24% американских активов за рубежом принадлежат зарубежным филиалам американских фирм. Таким образом, хотя торговля и инвестиции США не полностью контролируются многонациональными компаниями, но в значительной мере осуществляются ими. Конечно, многонациональные компании могут принадлежать как американским, так и зарубежным собственникам. Многонациональные компании, принадлежащие зарубежным собственникам, играют ведущую роль в экономике большинства стран. Укрепляются их позиции и в экономике США. В табл. 7.1 приводится сравнение удельного веса предприятий, находящихся в иностранной собственности, по пяти крупнейшим западным странам. На основе данных этой таблицы можно сделать ряд важнейших выводов. В первую очередь, они свидетельствуют об огромном значении предприятий, принадлежащих иностранным собственникам, в экономике европейских стран. Впрочем, их роль в Европе за последние десятилетия не претерпела существенных изменений. Во-вторых, быстро возрастает значение иностранных фирм в Соединенных Штатах, хотя вплоть до 1977 г. в США действовало сравнительно небольшое количество предприятий, принадлежащих иностранным собственникам по сравнению с числом американских компаний. В третьих, по данным таблицы можно сделать вывод о пока довольно скромной роли иностранных предприятий в экономике Японии.

Важно уяснить, что нового привносит появление многонациональных компаний. На этот вопрос ответить трудно, учитывая недостаточную изученность сути таких компаний. Тем не менее существующие теоретические наработки дают возможность внести ясность хотя бы в первом приближении.Следует отметить, что все, что делают многонациональные компании, может быть сделано и без них, хотя и с большими усилиями. Примером могут служить перемещение трудоемких производств из промышленно развитых стран в страны, в избытке наделенные трудовыми ресурсами, и перелив капитала из стран с перенакоплением капитала в государства, испытывающие его нехватку. Многонациональные компании являются агентами таких перемещений и соответственно восхваляются или критикуются в зависимости от позиции того или иного исследователя. Впрочем, эти перемещения составляют часть теории размещения, которая не слишком отличается от обычной теории торговли. Подобные явления имели бы место и без многонациональных компаний, хотя бы и в меньшей степени. Исходя из этих соображений экономисты-международники уделяют меньшее внимание многонациональным компаниям, чем обычные публицисты.

Кроме того, необходимо отметить, что в широком смысле явления, к которым приводит деятельность многонациональных компаний, могли бы иметь место в результате простой международной торговли и перемещения факторов, поскольку в принципе и то и другое способствует интегрированию национальных экономик в единое целое. По аналогии с другими формами интегрирования, существующими в мировом хозяйстве, можно предположить, что деятельность многонациональных компаний дает выгоду на общенациональном уровне, но приводит к эффекту перераспределения дохода, который снижает доход отдельных групп. А распределение дохода это в основном не международное, а внутринациональное явление.

а) Доля иностранных предприятий, находящихся в иностранной собственности, в совокупном объеме продаж.

б) Доля предприятий, находящихся в иностранной собственности, в общем количестве занятых в обрабатывающей промышленности.

в) Доля предприятий, находящихся в иностранной собственности, в совокупном объеме активов.