История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Прямые инвестиции в соединенных штатах

До последнего времени Соединенные Штаты считались страной базирования многонациональных компаний, а совсем не принимающей* страной для филиалов зарубежных фирм. Вспомним, что в 1968 г. известный французский исследователь Жан Жак Серван-Шрейбер назвал свою нашумевшую книгу, направленную против многонациональных компаний, "Американский вызов* (American Challenge). Соответственно американское правительство традиционно выступало в роли защитника таких компаний как от критиков типа Серван-Шрейбера, так и от представителей Третьего мира, отстаивающих идею Нового международного экономического порядка. Ситуация в корне изменилась в 80-е годы, когда США сами превратились в объект беспрецедентного инвестирования со стороны других развитых стран. На рис. 7.6 показан объем прямых иностранных инвестиций в Соединенных Штатах, выраженный в процентах от национального дохода2.

С конца 70-х годов прошло две волны прямого иностранного инвестирования первая с 1978 по 1981 гг. и вторая, большая, с 1986 по 1990 гг. К 1990 г. 4% американских рабочих трудились на предприятиях, находящихся в иностранной собственности. Наибольшее иностранное участие наблюдается в банковской сфере и обрабатывающей промышленности: к 1990 г. более 12% фондов обрабатывающей промышленности и более 20% банковских активов находились в иностранной собственности. Иностранное инвестирование в США осуществляется из различных источников и происходит в различных формах. Наиболее широко известны промышленные предприятия, открытые японцами в обрабатывающей, главным образом, автомобильной промышленности. Пять японских автомобильных фирм построили в Америке сборочные заводы, которые собирают 11 % всех производимых в США автомобилей. Европейские и канадские фирмы пошли в основном по пути приобретения уже существующих компаний. Примером могут послужить покупка фирмы "Тропикана канадской корпорацией "Сиграм", производящей напитки, и приобретение компанией "Сохайо" английской Бритиш Петролеум". Что привлекает иностранные фирмы в Соединенные Штаты? Как выше уже отмечали, наша задача уяснить, почему та или иная продукция производится в Соединенных Штатах и почему именно на предприятиях, принадлежащих иностранцам. Объяснить решение о размещении довольно затруднительно. Одно объяснение лежит в сфере сравнительных издержек: американская заработная плата, некогда бывшая самой высокой в мире, теперь таковой не является падение доллара в 1985-1987 гг. "уронило" оплату труда в США на уровень, уступающий западногерманскому и лишь незначительно превышающий японский. Другое объяснение кроется в растущем протекционизме: иностранные, в первую очередь японские, фирмы налаживают производство в Соединенных Штатах с целью обойти импортные квоты или преодолеть протекционистские настроения у американцев посредством создания рабочих мест в США. Что касается второй части вопроса почему именно иностранные, а не американские фирмы производят те или иные виды продукции, то сами иностранные компании считают, что они могут наладить более эффективное производство благодаря своей технологии, превосходящей американскую. Отметим, что приток прямых иностранных инвестиций в США, отраженный на рис. 7.6, не очень тесно соотносится с совокупным импортом капитала Соединенными Штатами, показанным на рис. 7.5. Первая волна прямых инвестиций прошла до появления широкомасштабного импорта капитала, затем прирост прямых вложений приостановился, и вторая волна поднялась, когда совокупный импорт пошел на спад. Такое отсутствие корреляции только подчеркивает факт, что прямые иностранные капиталовложения не являются в первую очередь способом перекачки капитала. Немудрено, что политическое эхо растущих иностранных капиталовложений в экономику США напоминало реакцию других стран на инвестиции США тревога, сопровождающаяся требованиями наложить на них ограничения. Акт о торговле автобусами и конкурентоспособности 1988 г., явившийся отражением этих настроений, предоставил президенту право блокировать иностранные инвестиции исходя из соображений национальной безопасности, но при этом в нем умышленно не было приведено ее четкого определения. До настоящего времени по этому поводу не применялись жесткие меры: были заблокированы только три сделки по приобретению предприятий, имевших ярко выраженный военный характер производственной деятельности. Вместе с тем многие наблюдатели отмечают, что американская администрация могла бы воспрепятствовать иностранному инвестированию исходя не только из военных, но и из экономических соображений. В настоящее время состояние проблемы, похоже, находится на точке замерзания. Многие инвесторы после нескольких лет активной покупки капиталовложений в Америке почувствовали, что они не приносят ожидаемых доходов. После резкого биржевого спада 1990 г. японские инвесторы также лишились большой части своих финансовых ресурсов. По этим и другим причинам после 1990 г. приток иностранных инвестиций в США резко упал, соответственно уменьшился и политический накал вокруг данной проблемы.