История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Как государство "создает" национальную экономику

Нью-Йорк расположен примерно на одинаковом расстоянии от Лондона и от Лос-Анджелеса: и туда и сюда можно добраться за шесть часов, а информация, переданная по факсимильной связи, доходит за несколько минут. Тем не менее экономически Нью-Йорк в гораздо большей степени связан с Лос-Анджелесом, чем с Лондоном, поскольку национальные границы представляют собой существенный барьер для хозяйственной деятельности. Во-первых, правительства создают явные торговые барьеры. Меры протекционистской политики, которые мы будем изучать в гл. 9-12, тарифы, импортные квоты и их разновидности всегда отделяли одну национальную экономику от другой. Тарифные барьеры между промышленно развитыми странами достигли максимума своего развития в 1930 г. и с тех пор постоянно сокращались. В некоторых случаях наиболее крупные страны создали зоны свободной торговли, отменив в их пределах все ограничения. Но и по сей день торговые ограничения остаются существенной помехой для международной торговли. Даже в тех случаях, когда ограничения, налагаемые на торговлю, не отличаются особой жесткостью, сам факт уплаты пошлины дестимулирующий фактор для международной торговли, поскольку возрастают издержки. Например, торговля между странами Европейского Сообщества свободна от тарифов и импортных квот. Тем не менее до 1992 г. товары, пересекающие национальные границы внутри ЕС, должны были подвергаться таможенному досмотру. А это само по себе утомительная и дорогостоящая процедура: иногда грузовики, ожидающие таможенной обработки груза, составляют очереди, растягивающиеся на несколько миль и представляющие собой этакий моторизованный склад. В сходную ситуацию попадают и люди, желающие пересечь границы. Поездка из Нью-Йорка в Вашингтон занимает меньше времени, чем из Лондона в Париж. И хотя на сам перелет затрачивается примерно одинаковое время, немало времени отнимает прохождение пограничного контроля.

Различие в национальных валютах дополнительная помеха, увеличивающая издержки международной торговли. Частично эти издержки объясняются расходами на обмен валюты. Допустим, некто пожелает объехать двенадцать стран Европейского Союза и при этом каждый раз будет обменивать валюту при пересечении границы. Согласно подсчетам, даже не производя никаких покупок, этот некто вернется в точку, из которой Рис. 8.1