История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Экономическая карта Северной Америки.

Закрашенные кружки соответствуют провинциям Канады, белые штатам США. Величина кружка отражает размер дохода, производимого в данной территориальной единице. Картограмма приводит к выводу, что при отсутствии политических границ канадские провинции торговали бы в основном с Соединенными Штатами, а не друг с другом Источник: Statistical Abstract of the United States . 1992 и Statistics Canada. Canada 1992 он начал свое путешествие, лишь с сорока процентами имевшейся у него первоначально суммы денег. (Здесь необходимо принять во внимание, что фирмы, занимающиеся международной торговлей, производят широкомасштабные валютнообменные операции по гораздо более выгодному курсу, чем турист в обменном пункте аэропорта). Колебания валютного курса также создают дополнительный риск. Хеджирование риска (см. гл. 14) еще сильнее увеличивает издержки. Другая причина, которая делает международную торговлю менее привлекательной, чем товарообмен между регионами одной страны, это несовпадение правил и норм, что затрудняет реализацию товара. Великобритания и Франция придерживаются принципов свободной торговли в отношениях друг с другом. Однако в Англии принято правостороннее движение, а во Франции левостороннее; штеккеры английских электроприборов имеют три контакта прямоугольного сечения, а у французских по два круглых. Подобные различия приводят к тому, что англичанин не может приобрести машину во Франции, так как руль у нее будет расположен не там, где надо. В то же время француз лишается возможности купить тостер в Англии, поскольку у себя во Франции он не сможет включить его в сеть. Помимо таких очевидных препятствий, на пути международной торговли существует немало скрытых. Продукция, которая удовлетворяет требованиям к качеству и безопасности, принятым во Франции, совершенно необязательно будет соответствовать немецким. И дело не в том, что немецкие требования строже, просто они отличаются от французских. Скрытых препятствий в торговле услугами еще больше, чем в торговле товарами. Многие виды деятельности в непроизводственной сфере, такие, как банковское или страховое дело, подвержены строгому государственному регулированию, защищающему как интересы банковских вкладчиков и клиентов, так и налогоплательщиков (так как именно на их деньги будет компенсироваться общественный урон в случае банкротства финансовых институтов). Когда правила разнятся от страны к стране, трудно проводить международные деловые операции, поскольку фирма, действующая на принципах, принятых в одной стране, может не удовлетворять требованиям, принятым в другой. Помимо всего прочего, возможным препятствием на пути развития международного рынка является тот факт, что люди не могут свободно переезжать из страны в страну. В современную эпоху все страны ввели ограничения на въезд иностранцев и найм на работу уже иммигрировавших. Такие ограничения на движение людей могут затруднять и торговлю товарами и услугами. Любой бизнесмен знает, что люди охотнее воспринимают информацию о возможностях в области бизнеса, и, в частности, международной торговли, через личные контакты. В Соединенных Штатах такие контакты осуществляются на большое расстояние: многие жители Восточного побережья имеют друзей и родственников в Калифорнии и наоборот, калифорнийцы имеют родственные связи на Востоке США. Такая неформальная система передачи информации хуже действует через границы государств, поскольку внешние миграции менее распространены, чем внутренние. В конечном счете все препятствия на пути международной торговли приводят к тому, что мировой рынок гораздо менее интегрирован, чем внутренние рынки. Хорошей иллюстрацией этого служит недавнее исследование торговли провинций Канады3. Рис. 8.1 наглядно показывает, что Канада не является оптимальным географическим образованием. Отметим на этой карте канадскую провинцию Онтарио с центром в Торонто, западную канадскую провинцию Британская Колумбия и американский штат Калифорния. Заметим, что по масштабам экономика штата Калифорния превосходит всю Канаду, а ее рынок в десять раз больше, чем у Британской Колумбии. Ванкувер, главный город Британской Колумбии, находится так же далеко от Торонто, как и Лос-Анджелес. Можно предположить, таким образом, что рынок Калифорнии будет более важен для провинции Онтарио, чем рынок Британской Колумбии. Фактически, однако, экспорт провинции Онтарио в Калифорнию равен лишь 1,4 млрд. долл., в то время как совокупная стоимость поставок ее товаров в Британскую Колумбию составила 5 млрд. долл. Таким образом, в современном мире сохраняется основное различие между международной и межрегиональной торговлей. Но сохранится ли такое положение в будущем? В нашумевшей книге Кенити Омаэ "Мир без границ" высказывается идея, что в будущем конкуренция будет действовать в глобальном масштабе. В какой же степени различия между мирохозяйственными и межрегиональными экономическими связями исчезают сегодня?

От международной торговли к межрегиональной

По крайней мере в двух крупнейших частях современного мира наблюдается стремление сделать международные рынки такими же интегрированными, как и национальные. В Северной Америке Соединенные Штаты и Канада в 1989 г. подписали соглашение о свободной торговле и на момент написания книги эти две страны, похоже, выразили желание принять в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА) и Мексику. И хотя в Европейском Сообществе не существует внутренних таможенных тарифов со дня его основания в 1957 г., в настоящее время там наблюдается сильное желание устранить оставшиеся препятствия на пути объединения рынков.

Весьма показателен пример Европы. Главная идея пакета мер под общим названием "1992 г." состояла в унификации правил ведения хозяйственной деятельности, что позволило