История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Продовольственные баталии в европе

В большинстве современных цивилизованных стран существуют нормативы качества и санитарного соответствия для пищевых продуктов. Эти нормы призваны гарантировать потребителям, что, например, купленное ими рубленое мясо не содержит слишком много жира и хрящей, а также не загрязнено вредными веществами. Эти нормы разнятся от страны к стране, и необходимость упаковывать товары на экспорт таким образом, чтобы они удовлетворяли этим нормам, существенно увеличивает издержки международной торговли. Одной из задач европейских чиновников в рамках пакета мер 1992 являлось установление единых европейских стандартов на продовольствие.

К сожалению, такая гармонизация норм привела к большому числу конфликтов из-за различий в национальных вкусах и стандартах потребления; причем эти различия наиболее сильны именно в сфере продовольствия. Первая проблема возникла с британцами. В традиционный английский завтрак входит особенным образом приготовленная сосиска, так называемый бэнджер*. Такая сосиска делается из сравнительно небольшого количества мяса, а ее основу составляет пшеничная мука. Таким образом, из-за чрезмерно большого количества наполнителя бэнджеры не отвечают европейским стандартам минимального содержания мяса в любом продукте, в названии которого есть слово сосиска*. Противники вхождения Британии в единую Европу использовали данный факт в качестве примера того, как брюссельские бюрократы наносят урон британскому национальному достоинству.

За Англией последовала Франция. По санитарным соображениям исполнительные органы Европейского Сообщества предложили новые правила изготовления сыров. К ужасу французских гурманов эти правила запрещали изготовление многих видов традиционных французских сыров, например, камамбера. В обеих описанных выше ситуациях администрация европейского сообщества отступила, однако, вне всякого сомнения, за этими случаями последуют другие. Действительно, осенью 1992 г. возникла новая дискуссия, на этот раз по поводу английского обычая выдерживать забитую индейку в течение суток для улучшения аромата. На момент написания этих слов дискуссия еще не закончилась.

бы немецкой фирме торговать товарами и услугами во Франции столь же просто, как для нью-йоркской компании заниматься этим в Иллинойсе. Для этого пришлось вести переговоры по гармонизации норм примерно по 300 позициям, причем этот процесс нередко приводил к весьма острым конфликтам. Вне сомнения, ликвидация различий в этих нормах и избавление от издержек пересечения границ приведут к существенному возрастанию интегрированное™ рынков западноевропейских стран. Вопрос о том, как далеко зайдет этот процесс, остается открытым. Несмотря на то, что народы Европы обитают по соседству друг с другом, между ними остаются весьма существенные культурные различия. В первую очередь это языковой барьер. Великобритания и Франция соединены туннелем под проливом Ла-Манш, однако языковые различия будут разделять их еще в течение столетий. Кроме того, в европейских странах существуют удивительно разные потребительские предпочтения (вряд ли вы найдете, например, паб английского стиля во Франции или Германии), поэтому в них будут сохраняться различия по многим потребительским продуктам. Некоторые исследователи считают, что результаты комплекса мер под названием "1992" будут более чем скромными, и пройдет немало времени, прежде чем рынок Европы станет таким же единым, как рынок Соединенных Штатов Америки.

Северная Америка не планирует следовать европейскому образцу. США, Канада и Мексика сохранят возможность устанавливать свои национальные правила и стандарты и после формирования НАФТА. Однако в одном важном направлении НАФТА будет представлять собою нечто большее, чем соглашение о свободной торговле. Внимание на переговорах по НАФТА концентрировалось в значительной степени вокруг прямых иностранных капиталовложений. Предполагалось установить основные "правила игры", предоставляющие свободный режим для осуществления операций международных компаний через национальные границы этих трех государств. Некоторые факты свидетельствуют, что этот аспект появления НАФТА может быть очень важен. Очевидно, что автомобильная промышленность, которая как в США, так и в Канаде представлена одними и теми же компаниями, сбывая свою продукцию, совершенно игнорирует национальные границы. Если следовать данной логике, можно предположить, что с введением свободы зарубежного инвестирования капитала рынки других товаров также превратятся в единое целое. Несмотря на развитие интеграции в Европе и Северной Америке, вряд ли мы сможем в скором времени увидеть "мир без границ" или хотя бы "континенты без границ". Поэтому регионы в ближайшее время будут по-прежнему отличаться от стран.

Тем не менее представляется интересным сравнить международные экономические отношения с межрегиональными связями, чтобы выявить некоторые существенные моменты тенденций, которые будут характеризовать мировую экономику будущего.

Отличие регионов от стран

Различия между регионами и странами имеют не качественный, а количественный характер. И там и там действуют одни и те же движущие силы, но в разном соотношении. В частности, отдельные регионы внутри страны гораздо более специализированы, чем страны, и факторы производства в них имеют куда большую подвижность.