История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Торговля в однофакторной модели

Описание форм и результатов внешней торговли между двумя странами в условиях, когда в каждой из них есть лишь один фактор производства, выглядит просто. И все же применение этого анализа может дать удивительные результаты, и тому, кто незнаком с внешней торговлей, может даже показаться, что все они противоречат здравому смыслу. Но и эта простейшая модель может помочь пониманию важных вопросов реальной жизни, таких, например, как настоящая международная конкуренция и справедливый международный обмен. Прежде чем перейдем к этим вопросам, рассмотрим саму модель. Пусть имеются две страны. Одну назовем Отечеством, а другую Заграницей. Каждая страна имеет лишь один фактор производства (труд) и может производить только два товара вино и сыр. Как и раньше, обозначим предложение труда в отечественной экономике

, а трудозатраты на единицу сыра и вина

соответственно. Для Заграницы условимся использовать одни и те же обозначения на протяжении всей книги: всякий раз, когда обозначая что-либо, относящееся к Загранице, будем использовать тот же символ, что и для Отечества, но только со звездочкой. Так, предложение труда для Заграницы будет

, заграничные трудозатраты на единицу вина и сыра

соответственно и т.д. В общем значения трудозатрат на единицу продукции могут быть самыми разными. Так, национальная производительность труда в винной отрасли может быть меньше заграничной, в секторе, производящем сыры, наоборот. В данный момент примем только одно допущение на этот счет, а именно или

Это значит, что отношение трудозатрат на единицу сыра и вина у нас ниже, чем за границей, т.е. Национальная экономика более производительна в секторе сыра, чем вина. В этом случае будем говорить, что Отечество имеет сравнительное преимущество в производстве сыра. Суть этого понятия раскрыта ниже. Отметим сразу же одно важное обстоятельство: определение сравнительных преимуществ включает затраты на единицу продукта по всем четырем товарам, а не только по двум. Может показаться, что для того чтобы понять, кто будет производить сыр, достаточно сравнить трудозатраты на единицу сыра в двух странах

. И если

отечественный труд в производстве сыра более эффективен, чем иностранный. Но это случай, когда Отечество имеет абсолютное преимущество в производстве сыра. Сразу можно сказать, что нельзя определить характер внешней торговли исходя только из абсолютных преимуществ. Одна из самых распространенных ошибок в спорах о внешней торговле как раз и состоит в смешении относительных и абсолютных преимуществ. Зная общее предложение труда и его затраты на единицу продукции в обеих странах, можно построить границы производственных возможностей для каждой из них. Мы это уже делали для отечественной экономики, построив линию PF на рис. 2.1. Эта же граница для зарубежной экономики представлена линией F*P* на рис. 2.2. С учетом принятых допущений о соотношении трудозатрат на единицу продукции угол наклона линии производственных возможностей для Заграницы должен быть больше, чем для Отечества. В отсутствие внешней торговли относительные цены сыра и вина в обеих странах будут определяться по трудозатратам на единицу продукции. Так, для Отечества относительная цена сыра будет aLC/aLW , для Заграницы а*с / a*LW Если же введем в модель внешнюю торговлю, то цены уже не будут зависеть только от внутренних факторов. Когда относительная цена сыра за границей будет выше, чем в Отечестве, то станет выгодно везти за рубеж сыр, а оттуда доставлять вино. Но так не может продолжаться до бесконечности. Как только потребности Заграницы в импортном сыре, а Отечества в иностранном вине будут удовлетворены, произойдет выравнивание относительных цен. Это выравнивание позволит нам определить, какой станет мировая относительная цена сыра после вступления стран во внешнюю торговлю.