История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Специализация и торговля

Отдельные регионы внутри страны обычно в гораздо большей степени специализированы и имеют между собой больший торговый оборот. Некоторые из регионов по размерам не уступают странам.

Рассмотрим, например, географию автомобильной промышленности в Европе и США. В Соединенных Штатах автомобильная промышленность выросла, обслуживая единый национальный рынок, свободный от тарифных барьеров и других видов таможенных препятствий. Это позволило развить единый господствующий на национальном рынке центр производства автомобилей. В период становления автомобильной промышленности нескольким производителям, базировавшимся в районе Детройта, удалось захватить рынок, а дальше первоначальное преимущество этого региона стало самовозрастающим. Концентрация производства автомобилей вокруг Детройта способствовала созданию сети специализированных поставщиков и формированию предложения квалифицированной рабочей силы, что в свою очередь превратило Детройт в привлекательное место для размещения автомобильного производства. Применяя термин из гл. 6, можно сказать, что превращению Детройта в "город моторов" способствовали внешние экономии.

Географическая концентрация американского автомобилестроения достигла своего пика в 1940 г., когда 75% сборки автомобилей было сосредоточено в радиусе 150 миль от Детройта. В последующий период наблюдался сдвиг этой отрасли из своего первоначального центра сосредоточения. Тем не менее, как это следует из данных табл. 8.1, даже сейчас большая часть автомобильной промышленности сконцентрирована на Среднем Западе. В отличие от США в Европе автомобильная промышленность появилась между двумя мировыми войнами и обслуживала защищенные национальные рынки. Таким образом, Великобритания, Франция, Германия и Италия имели свою собственную автомобильную промышленность. После Второй мировой войны торговля постепенно становилась свободнее, и в настоящее время все четыре страны придерживаются между собой принципа свободной торговли. Тем не менее из табл. 8.1 ясно, что производство автомобилей остается гораздо более равномерно распределенным между четырьмя крупнейшими европейскими странами, чем между сопоставимыми с ними по количеству населения регионами США. Как отражается эта схема размещения на специализации в торговле? Традиционный ареал американского автомобилестроения вокруг Детройта уже в 1940 г. был по населению равен Бельгии или Голландии, это соотношение сохраняется и сейчас.

Вместе с тем район Детройта в сравнении с этими странами всегда в гораздо большей степени концентрировался на производстве одного вида продукции. Другими словами, региональная экономика была более специализирована, чем экономика отдельной страны, сопоставимой по размерам. А поскольку в 1940 г. почти все автомобили, имевшиеся в продаже в Соединенных Штатах, были сделаны в районе Детройта, в Америке практиковались поставки автомобилей на существенно большие расстояния, чем в Европе. Пример с автомобилями далеко не единственный. В гл. 6 показано, как Соединенным Штатам удалось сконцентрировать все национальное производство ковров в Далтоне, штат Джорджия, а предприятия с высокими технологиями в Силиконовой долине, штат Калифорния, и в районе федерального шоссе №128 в Массачусетсе. В Европе тоже есть такие концентрированные образования, но гораздо меньшие по размерам, поскольку до самого последнего времени они не имели возможности обслуживать единый европейский рынок. Еще более наглядным является пример банковской и финансовой деятельности: в Соединенных Штатах концентрация ее в Нью-Йорке и Чикаго гораздо выше, чем в каком-либо финансовом центре в Европе.

Поскольку любая отрасль промышленности в Соединенных Штатах имела возможность безгранично концентрироваться географически, все регионы Соединенных Штатов сосредоточили у себя несколько основных видов производств, поставляя их продукцию в основном не местным потребителям, а на весьма удаленные рынки. Отдельные страны, наоборот, даже в Европе обычно не имеют выраженного экспортного характера экономики и соответственно меньше участвуют в торговле. Если бы международные рынки были интегрированы в большей степени, можно было бы наблюдать, как схема размещения производства постепенно стала бы напоминать американскую. Например, наличию единого интегрированного европейского рынка соответствовало бы господство доминирующего финансового центра, подобного Нью-Йорку. С политической точки зрения интересно было бы знать, будет ли Франция спокойно наблюдать картину увядающего Парижа, постепенно превращающегося в финансовый спутник Лондона. Соответственно если бы возник единый европейский центр авиастроения, подобный американскому Сиэтлу (в котором корпорация "Боинг" производит большую часть своих гражданских самолетов), интересно знать, насколько радостно приветствовали бы британцы размещение такого центра в Тулузе. Поскольку в мировой экономике растут взаимосвязи между всеми явлениями, можно ожидать и чего-либо большего. Возможно, в отдаленном будущем появится единый финансовый центр. Будет ли это Лондон, Нью-Йорк или Токио? Смирятся ли США, Европа или Япония, если их финансовые центры не войдут в число победителей? Сама постановка подобных вопросов уже показывает, почему не удается интегрировать международные рынки так, как национальные.