История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Спрос, предложение и торговля в однопродуктовой отрасли хозяйства

Допустим, имеются две страны Отечество и Заграница, каждая из которых потребляет и производит пшеницу. Эту пшеницу можно перевозить из страны в страну с нулевыми издержками. В каждой из стран производство пшеницы является конкурентной отраслью, в которой кривые спроса и предложения функции рыночной цены. Обычно спрос и предложение в Отечестве зависят от цены, выраженной в его денежных единицах, а спрос и предложение Заграницы соответственно от цены в ее валюте, но мы предположим, что обменный курс не подвергается изменениям в результате воздействия каких бы то ни было мер торговой политики. Поэтому будем приводить цену, выраженную в денежных единицах Отечества. Торговля начнется, если изначально цены на данных рынках различны. Предположим, что в отсутствие торговли цена отечественной пшеницы выше, чем заграничной. Теперь допустим, что началась торговля. Поскольку цена пшеницы в Отечестве выше, торговцы начнут привозить ее из Заграницы. Экспорт пшеницы приведет к росту цен за рубежом и снижению цен дома до полного исчезновения разницы в уровнях цен. Для определения мировой цены и объема торговли есть смысл построить две кривые: кривую спроса на импорт Отечества и кривую предложения на экспорт Заграницы. Эти кривые строятся на основе тщательного анализа кривых внутреннего спроса и предложения. Спрос на импорт в Отечестве представляет собой излишек спроса, предъявляемого потребителями Отечества, над объемом предложения со стороны производителей этой страны. Предложение на экспорт со стороны Заграницы это излишек предложения со стороны производителей этой страны над спросом, предъявляемым ее потребителями. На рис. 9.1 показано, как строится кривая импорта Отечества. При достижении ценой величины

спрос отечественных потребителей равен .

, в то время как свои производители предлагают товары лишь на величину

, поэтому спрос Отечества на импорт равен

. Если мы поднимем цену до

, потребители Отечества предъявят спрос, равный лишь величине

, в то время как производители этой страны поднимут свое предложение до

, и спрос на импорт упадет до

. Таким образом, кривая импортного спроса

является нисходящей. В точке

спрос и предложение для Отечества в отсутствие торговли равны, поэтому кривая импорта Отечества проходит через ноль. На рис. 9.2 показано, как строится кривая экспорта Заграницы

. В точке

производители этой страны предлагают товары на величину

, в то время как собственные потребители предъявляют спрос только на

, таким образом, объем предложения на экспорт возрастет до

давая возможность экспортировать количество пшеницы, равное

. В точке

производители Заграницы поднимают свое предложение до величины

, а потребители этой страны снижают свой спрос до

, таким образом, кривая экспорта Заграницы является восходящей. Если цена опустится до величины

, спрос и предложение в отсутствие торговли будут равны, поэтому кривая экспорта Заграницы пройдет через нулевое значение при цене, равной

Мировое равновесие возникает, если спрос на импорт Отечества будет равен предложению на экспорт Заграницы (рис. 9.3). При цене

две кривые пересекутся и мировое предложение станет равно мировому спросу. Точка их пересечения обозначена цифрой 1 на рис. 9.3.

Спрос Отечества - Предложение Отечества = Предложение Заграницы - Спрос Заграницы. Произведя сложение и вычитание в обеих частях равенства, получим следующее выражение: Спрос Отечества + Спрос Заграницы = Предложение Отечества + Предложение Заграницы

Или Мировой спрос = Мировое предложение.