История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Выигрыш производителя и выигрыш потребителя

Выигрыш потребителя представляет собой выгоду, которую потребитель получает при покупке, за счет разницы между реально заплаченной ценой и ценой, которую он готов был бы заплатить. Например, если потребитель готов был бы заплатить 8 долл. за бушель пшеницы, но цена равна только 3, то выигрыш составит для него 5 долл. Выигрыш потребителя может быть определен с помощью кривой рыночного спроса (рис. 9.6). Допустим, например, что максимальная цена, по которой потребители купят 10 единиц товара, будет равна 10 долл. Тогда в 10 долл. будет оцениваться покупателями десятая единица продаваемого товара. Далее, если бы они оценивали ее меньшей величиной, они ее не купили бы, если бы они оценивали ее выше, покупка все равно состоялась бы, даже если бы цена ее была выше. Теперь предположим, что заставить покупателей купить 11 единиц товара можно, лишь понизив цену до 9 долл. Одиннадцатая единица товара может стоить потребителям таким образом лишь 9 долл. Предположим, что цена устанавливается на уровне 9 долл. Покупая одиннадцатую единицу товара, покупатели не получат никакого выигрыша. Но за десятую они готовы были заплатить 10 долл., таким образом, они получают уже один долл. выигрыша от этой покупки. За девятую единицу товара они заплатили бы 12 долл. и тем самым получают выигрыш, равный 3 долл., и т. д. В общем виде, если Р цена товара, a О величина спроса на этот товар при данной цене, то выигрыш потребителя вычисляется вычитанием из зоны, расположенной под кривой спроса и ограниченной справа О, произведения Р х Q. (рис. 9.7). Если цена равна Р1, то объем спроса Q а выигрыш потребителя измеряется зоной, обозначенной буквой а. Если цена падает до Р^, то объем спроса увеличится до О2, а выигрыш увеличится и к зоне а добавится дополнительно площадь, обозначенная буквой 6. Выигрыш производителя определяется таким же образом. Производитель, готовый продать товар за 2 долл. при цене в 5, получает выигрыш в размере 3 долл. Для определения

выигрыша производителя с помощью кривой предложения может использоваться процедура, аналогичная той, что была использована для определения выигрыша потребителя с помощью кривой спроса. Если цена равна Р, а размер спроса Q, то выигрыш производителя равен Р х Q минус площадь фигуры, расположенной под кривой предложения, которая справа ограничена отрезком, проходящим через О параллельно оси ординат (рис. 9.8). Если цена равна Я1, то размер предложения будет равен О1, а выигрыш производителя измерится площадью фигуры С. Если цена поднимется до Р2, а объем предложения до О2, то выигрыш производителя равен С плюс дополнительная площадь d.

Некоторые сложности, связанные с концепцией выигрыша производителей и потребителей, имеют технический характер и можно ими легко пренебречь. Более важен вопрос, точно ли прямые выигрыши производителей и потребителей отражают общественный выигрыш. Дополнительные выгоды и потери, выходящие за рамки выигрыша производителей и потребителей, целиком относятся к столкновению интересов общественных групп в вопросах международной торговли, которые рассмотрены в гл. 10. А сейчас подробнее остановимся на выгодах и потерях, измеряемых выигрышами производителя и потребителя.