История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Международная экономика

Измерение выигрыша и потерь

Рис. 9.9 иллюстрирует выигрыши и потери импортирующей страны от введения пошлины. Пошлина поднимает внутреннюю цену от

до

, но снижает экспортную цену зарубежного производителя с

да

(обратимся снова к рис. 9.4). Внутреннее производство поднимается от

до

, в то время как внутреннее потребление падает с

до

Выигрыши и потери для различных социальных групп могут быть выражены как суммы площадей пяти фигур, обозначенных

В первую очередь рассмотрим выигрыш отечественных производителей. Поскольку они продадут свой товар по более высокой цене, выигрыш для них возрастет. Вернувшись к рис. 9.8, можем констатировать, что рост их выигрыша равен а, т.е. возросшей разности, получаемой вычитанием площади под кривой предложения из площади, получаемой умножением

на

Национальные потребители покупают по более высокой цене и соответственно проигрывают. На рис. 9.9 потери национальных потребителей равны сумме площадей фигур, обозначенных буквами а, Ь, с и d, т.е. они геометрически представляют собой сокращение разности площадей зоны, расположенной под кривой спроса, и фигуры, размер которой выражается величиной

Помимо производителей и потребителей в данной ситуации присутствует еще одна сторона Государство. Государство получает доход, собирая поступления от пошлины. Он равен ставке тарифа

умноженной на объем импорта, т.е.

Поскольку

, доход государства равен сумме площадей сие. Поскольку выигрыши достаются одним социальным группам, а потери несут другие, их общая оценка зависит от того, насколько для нас важна каждая единица выигрыша для той или иной группы. Например, если выигрыш производителя достается в основном богатым владельцам ресурсов, в то время как потребителями являются люди ниже среднего достатка, это одно дело, совсем по-другому такое положение будет воспринято, если облагаемый пошлиной товар это предмет роскоши, приобретаемой богачами и производимой низкооплачиваемыми рабочими. Еще большую неопределенность вносит получение дохода правительством, ибо возникает вопрос, будет ли этот доход использован действительно на общественные нужды или просто растранжирен. Несмотря на это исследователи торговой политики пытаются определить чистый эффект от введения пошлины на благосостояние нации, предположив, что в пределе "вес" доллара, выигрываемого или проигрываемого той или-иной социальной группой, имеет одну и ту же социальную значимость. Теперь взглянем на чистый эффект, оказываемый тарифом на социальное благосостояние. Издержки от введения пошлины выражаются следующим образом: Потери потребителя - Выигрыш производителя - Доход государства (9.1)

или, заменяя эти понятия на фигуры из рис. 9.9:

(9.2) Это два треугольника, площадью которых измеряются потери, и прямоугольник, площадь которого соответствует, наоборот, выигрышу. Имеет смысл трактовать эти выигрыши и потери следующим образом: "треугольники потерь" символизируют снижение эффективности, происходящее из-за искажающего экономическую деятельность влияния тарифа; прямоугольник представляет собой выигрыш от улучшения условий торговли, которое происходит, поскольку пошлина снижает цену поставок из-за рубежа. Этот выигрыш зависит от способности страны, вводящей пошлину, сбить цену поставок из-за рубежа. Если страна не может влиять на мировые цены (данному случаю соответствует рис. 9.5), область е, которая представляет собой выигрыш от улучшения условий торговли, исчезает таким; образом, становится ясно, что пошлина снижает благосостояние. Она оказывает и на покупателей, и на производителей искажающее влияние, заставляя их действовать так, как если бы импорт стал более дорогим, чем он есть на самом деле. Издержки дополнительного потребления в национальной экономике это цена дополнительной единицы импорта, однако поскольку пошлина поднимает внутреннюю цену над мировой, потребители сокращают свое потребление до того момента, пока его предельная единица не сведет их благосостояние к уровню, определяемому внутренней ценой, включающей пошлину. Ценность дополнительной единицы продукции для национальной экономики измеряется ценой единицы импорта, которую он делает излишней, но национальные производители расширяют производство до того момента, пока предельные издержки не сравняются с величиной цены с учетом пошлины. Таким образом, страна производит у себя товары, которые дешевле было бы купить за границей.

Чистый выигрыш, возникающий в результате взимания пошлины, проиллюстрирован в своей совокупности на рис. 9.10. Отрицательный эффект состоит из площадей треугольников bud. Первый треугольник это производственные потери, вызванные отклонением производства от оптимального объема в сторону увеличения под воздействием пошлины. Второй треугольник представляет собой потребительские потери, являющиеся результатом чрезмерного снижения потребления со стороны потребителей из-за введения пошлины. В противовес этим потерям появляется выигрыш от улучшения условий торговли, измеряемый площадью прямоугольника е, который появляется из-за сокращения экспортных цен за рубежом, вызванного пошлиной. В случае малой страны, которая не может существенно повлиять на мировую цену, этот эффект как бы "выпадает", поэтому издержки от введения пошлины, очевидно, превзойдут выигрыш.

Другие инструменты торговой политики

Таможенные пошлины простейший вид торговой политики, но в современную эпоху правительства влияют на международную торговлю другими средствами, такими, как экспортные субсидии, импортные квоты, добровольные ограничения экспорта и его контингентирование. Впрочем, разобравшись с пошлинами, не так трудно понять и эти формы торговой политики.