История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Основы маркетинга: теория и практика

Непредвиденные обстоятельства и альтернативные сценарии

В связи с развитием рыночных отношений каждая фирма в России всегда должна иметь план альтернативных действий на случай изменения конкурентного окружения, появления на рынке новых возможностей, создания новых технологий, изменения курса рубля и др. Но пока еще мало кто имеет такие запасные планы, мало кто осознал их необходимость. Поэтому события, наступившие после 17 августа 1998 г. и приведшие к обвальному падению курса рубля (с 5,5 до 18 и более рублей за 1 доллар), привели к закрытию большинства (если не всех!) торговых предприятий, ориентированных на продажу импортных товаров. И только через некоторое время (через две или более недель) они, как бы оправившись от шока и произведя некоторые корректировки в своей деятельности, вновь открылись. Так, фирмы в течение многих лет продававшие компьютеры и все обеспечение к ним, стали предлагать своим клиентам услуги по разработке компьютерных программ. Многие же торговые предприятия были вынуждены либо значительно сократить поле своей деятельности (сократить рабочие места), либо вовсе уйти из бизнеса. В чем причина? Можно, конечно, искать (и найти!) ее в структуре факторов внешней среды (например, действия правительства), а можно обратить свой аналитический взор и внутрь своей фирмы, детально посмотреть на ориентацию бизнеса, его структуру, организацию ведения дел, на планирование, наличие стратегий, их качества и т.п. Почти каждый российский бизнесмен, если сделает так, увидит недостатки планирования маркетинга на своей фирме, отсутствие в структуре его плановых мероприятий альтернативных сценариев... А ведь курс рубля у нас падает не первый раз и никто не может дать никаких сколько-нибудь точных прогнозов его поведения в будущем.