История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Основы маркетинга: теория и практика

План и время

В социалистической плановой экономике время в планировании учитывалось весьма жестким образом. Как правило, план составлялся на пять лет с разбивкой по годам (рис. 13.7).

Как представлено на рис. 13.7, в 1984 г. составлялся план на предстоящую пятилетку, и он являлся законом для отраслей, предприятий по действовавшей тогда методологии планирования, т.е. если план в какой-либо год пятилетки каким-либо предприятием не выполнялся, недовыполненная его часть переносилась на следующий год. К концу же пятилетки весь план должен быть неукоснительно выполнен. Корректировать его в течение пятилетки можно было (если, конечно, удавалось убедить в этом Госплан), но не выполнять нельзя.

В чем же конкретно проявлялась жесткость такой системы планирования и в чем заключались ее основные недостатки? Допустим, в середине пятилетки появилось какое-то новое достижение в области технологий, внедрение которого могло бы резко увеличить возможности предприятий той или иной отрасли. Несмотря на то, что научно-технический прогресс также являлся объектом планирования, все равно на многих предприятиях, где могло найти применение это новшество, в плановых заданиях оно не всегда находило отражение, т.е. зачастую все откладывалось до следующей пятилетки. Таким образом, прежняя модель планирования иногда выступала просто в качестве тормоза технического развития предприятий.

В условиях рыночной экономики план не является законом. Предприятия должны сами для себя разрабатывать планы, а не получать их в качестве руководства к действию из вышестоящих государственных структур. При таких обстоятельствах план начинает выполнять функцию ориентира. Его можно и пересматривать, и корректировать. Следовательно, должна претерпеть изменение и временная модель планирования (рис. 13.8).

Допустим, в 2000 г. некая фирма разработала перспективный план на период с 2001 по 2005 гг. и план маркетинга на 2001 г. В течение 2001 г. в ее ближайшем и дальнем окружении произошло много изменений, которые не были учтены ни в перспективном, ни в годовом планах и которые определенным образом повлияли на результаты деятельности фирмы. В конце 2001 г. данная фирма учитывает все эти изменения, пытается предугадать грядущие и строит новый перспективный план с упреждением на новые пять лет (с 2001 по 2006 гг.) и план маркетинга на 2002 г. Очевидно, что при такой временной модели планирования перспективный план действительно будет служить ориентиром, причем восприимчивым к динамике внешней среды и оперативно реагирующим на ее изменения.