История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Основы маркетинга: теория и практика

Контроль исполнения планов и их корректировка

Система контроля

Выполнение любого плана необходимо контролировать. Наиболее общим ориентиром для контроля является цель — ее количественное выражение позволяет периодически оценивать уровень достижения намеченных рубежей. Контрольными ориентирами могут быть и события на сетях, свидетельствующие о завершении предшествующих им работ. Иногда есть смысл установить специальные ориентиры в форме неких стандартов и по ним отслеживать процесс движения организации к намеченной цели. Контроль необходим не только для оценки уровня достижения цели, но и для осуществления возможных корректировок, которые могут быть обусловлены непредвиденными изменениями факторов внешней среды. Эти корректировки могут касаться сроков исполнения работ (конкретных действий), имеющих резервы времени, а иногда и намеченных рубежей — стандартов и даже самих целей, если изменения внешней среды столь глубоки и кардинальны, что намеченные ранее ориентиры оказались на недосягаемом уровне. Таким образом, самым первым этапом в организации контроля над ходом выполнения плана является установление тех или иных стандартов оценки уровня достижения намеченной цели.

Если план имеет сложную структуру (много параллельно осуществляемых работ) или цели являются чрезвычайно важными для фирмы, можно на данном этапе не просто наметить стандарты контроля, но и установить масштабы допустимых отклонений от них реальных результатов с тем, чтобы на последующих этапах осуществить необходимые корректировки. Подробно построение схем контроля рассмотрено в курсе Менеджмент в современном бизнесе. Здесь же ограничимся упрощенной моделью процесса контроля (рис. 14.4), полное представление о которой можно найти в фундаментальном труде М.Х. Мескона и его коллег Основы менеджмента (с. 389—432). Материалы этой книги использованы автором при изложении данной части параграфа.

Корректировка

Как следует из рис. 14.4, информация об оперативно достигпланов маркетинга нутом уровне решения намеченных в плане задач сравнивается с заранее установленными контрольными точками, которые могут быть выражены в различного рода стандартах, степени достижения целей и т.п. На основе соотнесения этой информации производится корректировка намеченных действий. При этом могут меняться не только сами действия, стандарты, но и цели, стратегии. Объект и степень корректировки определяется характером изменений во внешней среде, которые не могли быть учтены при составлении плана маркетинга. Так, события начала 90-х годов, связанные с переходом к рынку стран Восточной Европы, России и бывших республик СССР, заставили многие западные фирмы поменять свои маркетинговые планы. В отступлении 14.3 представлена ситуация, при которой одна из западных фирм вынуждена была изменить свой план в связи с объединением Германии.