История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Основы маркетинга: теория и практика

Системный подход к разработке планов маркетинга и к обеспечению их выполнения

Обоснование необходимости системного подхода в планировании маркетинга

Планирование маркетинга, как следует из изложенного, представляет собой сложный поэтапный процесс, основанный во многом не только на точной выверенной информации, но и на предположениях. Последнее обстоятельство и обусловливает необходимость в разработке запасных вариантов планов, в корректировке некоторых плановых действий уже в процессе выполнения составленного плана. Правы те, кто утверждает, что в мире еще не было ни одного плана, который был бы выполнен без изменений до конца. Стохастичность внешней среды не позволяет этого сделать. В связи с этим и возникают мысли о том, что процесс составления плана маркетинга и его выполнения может (и должен) быть единым, целостным, построенным на системных принципах.

Принцип обратной связи в планировании маркетинга

Более подробно системный подход в проектировании маркетинговой деятельности на отечественных предприятиях рассмотрен в разделе VI. Здесь же уместно упомянуть только об одном из системных принципов, широко применяемых при проектировании организационных систем, а именно о принципе обратной связи. Его суть применительно к планированию маркетинговой деятельности сводится к тому, что при выполнении каждого последующего этапа составления плана, а потом и его выполнения следует возвращаться к предыдущим этапам и в случае необходимости вносить в них некоторые изменения. Схематично системный подход в планировании маркетинга и в выполнении плана показан на рис. 14.5, где произведена детализация схемы планирования маркетинга, представленная в начале раздела на рис. 13.1 и описанная в параграфе 14.1.

Очевидно, что при составлении и выполнении плана вовсе не обязательно производить изменения на каждом из предыдущих этапов, как это показано на рис. 14.5. Изменения будут оправданы только в случае возникновения непреодолимых препятствий их исполнения, которые невозможно предусмотреть заранее. Такой подход к планированию маркетинга придает всему процессу (и составления, и выполнения планов) необходимую динамичность и восприимчивость к не зависящим от фирмы изменениям во внешней среде. Таким образом, план маркетинга как организационно-управленческий документ, построенный на системных принципах, не будет представлять собой догму, способную превратиться при условии значительных изменений в тормоз развития предприятия.