История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Основы маркетинга: теория и практика

Товар: определения и классификации

Понятие товара в трудовой теории стоимости

Определения и основные понятия

Еще совсем недавно в нашей стране в определениях товара исходили из теории трудовой стоимости К. Маркса, согласно которой под товаром следует понимать продукт труда, производимый для обмена [46]. Этим подчеркивалось предназначение товарного производства (по-современному производства в условиях рынка), направленного не на удовлетворение своих собственных потребностей, а на сбыт, продажу. Допустим, городская семья весной, как это принято в Барнауле и других сибирских городах, сажает картофеля больше, чем ей требуется для своего внутреннего потребления в течение длинной зимы. Поступает она так специально, чтобы часть картофеля продать. Так вот, ту часть картофеля, которая будет предназначена для потребления самой семьей, следует считать продуктом, а ту часть, которая предназначена на продажу, товаром.

Любой товар, согласно Марксу, обладает способностью, во-первых, удовлетворять какую-либо человеческую потребность (по Котлеру ,—н ужду [51], [53]) и, во-вторых, обмениваться на другие товары (в современном мире — на деньги).

Как бы мы сейчас ни относились к теории К. Маркса, невозможно, по мнению автора, найти сколько-нибудь убедительные аргументы для опровержения его подхода к определению товара. Можно, конечно, другими словами определить эту важнейшую категорию рыночной экономики, придав ей некий иной смысл. Давайте посмотрим, что из всего этого может получиться. Так, Котлер под товаром предлагает понимать все то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления [51, с. 49].

Что такое товар? Определение Ф. Котлера

Разница в определениях, даваемых товару авторами трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, безусловно, есть. Она заключается в том, что в последнем определении закамуфлировано участие живого труда в создании товара. Собственно труда в этом определении и не видно. Как относиться ко всему этому? Ведь получается, что и обретенные любым другим способом (не обязательно трудовым) вещи, предметы (как, впрочем, идеи, информация) в руках определенной категории людей могут стать товарами. Здесь, между прочим, лежит широкое поле для рассуждений идеологических противников рыночной экономики. И если сторонники рыночных реформ в России упустят из виду это обстоятельство и не обоснуют товарные позиции с точки зрения не только обмена, но и труда, проблемы в области теоретических основ рыночной экономики неизбежны. Чтобы исключить двусмысленность, отстраниться от всех других способов приобретения богатства, о которых речь уже шла в первом разделе (таких, как отъем имущества, мошенничество, попрошайничество — поиски спонсоров, по-современному), в данном издании под товаром предлагается понимать все то, что производится на продажу и обладает определенными потребительными свойствами. Слово производится здесь является очень важным, можно сказать ключевым.

А как же быть, спросит любознательный читатель, с теми товарами, которые завозят из-за рубежа, других регионов страны торговые фирмы и так называемые челноки и размещают их на своих торговых площадях, в киосках или выставляют на уличных лотках? Все эти красивые пакеты, бутылки и подобное будут ли являться товаром для тех, кто их продает или нет? Безусловно, будут, но не только они, а, может быть, не столько они. В отношении товара посредников все несколько иначе, возможно сложнее, но не настолько, чтобы с этим нельзя было разобраться. Разобраться можно, и даже нужно, и в первую очередь с товаром самих посредников.

Дело в том, что к товарам следует относить не только материальные объекты. Реально в состав товаров нужно также включать все услуги, информацию и т.п. Модная прическа, путевка в санаторий, прикладная программа оптимизации производства продукции, методика расчета и обоснования бизнес-плана по его разделам — если все эти объекты, не имеющие привычной материальной оболочки, производятся на продажу и обладают определенными потребительными свойствами, значит они товары. А что же в таком случае является товаром для торговых посредников? Конечно, те вещи, которые они привезли, являются товарами, но настоящим товаром для них прежде всего будет та услуга, которую они оказывают конечному покупателю по перепродаже привезенных вещей. Ведь именно услуга по перепродаже ими постоянно производится и воспроизводится, только от постоянного воспроизводства этой услуги они и живут. И как они окажут эту услугу, какие особые, уникальные потребительные свойства придадут именно ей, так и будут (успешно или не очень) продаваться ими то, что они привезли из-за рубежа, из других регионов, т.е. то, что они чаще всего и считают своим единственным товаром. Каждый торговый посредник, таким образом, должен думать о своей деятельности как о продаже специфической услуги по перепродажам, должен стремиться придать этой услуге некие отличительные особенности, выгодно оттеняющие его деятельность по перепродажам от аналогичной деятельности всех других торговых посредников. Если посмотреть на наших торговцев, продающих завезенные товары в коммерческих киосках или с лотков на улице с этой точки зрения, то можно сказать, что все они работают совершенно одинаково (одинаково неудовлетворительно). А следовательно, и успехи у них не могут быть сколько-нибудь значительными.

Товар — это обобщенная категория рыночной экономики. Обособленная же товарная целостность, которую можно выделить из общей товарной массы по показателям размеров, внешнего вида, цены и некоторым другим параметрам, будет представлять собой товарную единицу. Так, в частности, туалетное мыло — товар. Упаковка же мыла Dura из трех брикетов, весом по 150 г каждый, с запахом лимона, по цене X руб. за упаковку — товарная единица. Таким образом, товарная единица представляет собой часть целого. А коль скоро это так, то она требует к себе несколько иного, дифференцированного подхода. Со стороны производителя эта дифференциация должна проявляться в действиях, направленных на создание достаточно большого разнообразия моделей, марок, сортов товаров и т.п., на снабжение их всевозможной удобной упаковкой. Со стороны продавца — в маневрировании ценами, в обеспечении наиболее удобных условий продажи, в послепродажном поведении и т.п. И для производителя, и для продавца здесь в конечном итоге открывается широкое поле для маркетингового творчества.