История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Основы маркетинга: теория и практика

Природа цены

Трудовая теория стоимости в ценообразовании

Важно понять, что вовсе не концепции ценообразования, применяемые на предприятиях (на всех вместе и на каждом в отдельности), как-то воздействуют на экономическую природу цены. Цены как отражение всей социально-экономической политики государства, их уровень, сами методы ценообразования определяются объективными условиями производства продуктов и обращения их на рынке как товаров. В истории экономической науки зафиксировано несколько подходов в попытках познать объективно обусловленную экономическую природу цены. Их можно объединить в две больших группы: трудовые теории стоимости и нетрудовые теории стоимости.

Трудовая теория стоимости нашла свое законченное выражение в работах Карла Маркса. Однако еще задолго до него (почти за 200 лет) были предприняты попытки обосновать природу цены на основе затрат труда. В частности, основоположник школы классической политической экономии Вильям Петти (1623—1687) установил, что в основе так названной им политической цены (в современном языке — рыночной цены) лежит естественная цена (собственно стоимость, по терминологии К. Маркса и его предшественников — Адама Смита и Давида Рикардо ), определяемая затратами труда.

Адам Смит (1723—1790) в своем Исследовании о природе и причинах богатства народов предложил более развернутое толкование стоимости. Он ввел разграничение между потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Согласившись в общем с позицией В. Петти о том, что стоимость товара определяется трудом и ничем более, он попытался доказать справедливость такого утверждения только для простого товарного производства. Применительно же к капиталистическому способу производства стоимость товара, по его мнению, следует рассматривать как сумму трех видов дохода — заработной платы, прибыли и ренты, хотя единственным создателем стоимости все равно может быть только труд. К. Маркс не был согласен с таким подходом А. Смита к определению стоимости товара и назвал его догмой Смита.

Давид Рикардо (1772—1823), разделяя в общем идеи своего предшественника, оказался более последовательным приверженцем трудовой теории стоимости. Он, в частности, критиковал А. Смита за противоречивость его определения стоимости.

Главным же положением трудовой теории стоимости К. Маркса является то, что общественный труд выражается в стоимости товара, а обмен товаров осуществляется в соответствии с количеством воплощенного в каждом из обмениваемых товаров абстрактного общественно необходимого труда. При этом Маркс не видел нарушения закона стоимости при отклонении цен товаров на рынке от их реальных стоимостей, т.е. соответствующих затратам труда в рамках сформулированной им и его предшественниками теории. По его утверждению, цена, представляя собой денежное выражение стоимости, не является точной мерой величины стоимости товара. Отклонение же цен товаров от их стоимостей проявляется в виде колебаний рыночных цен, происходящих под влиянием имеющихся соотношений между спросом и предложением. Направления и степень отклонения цены от стоимости непосредственно определяются соотношениями спроса и предложения, но стоимость при этом является центром притяжения для цены, т.е. цены товаров могут колебаться только вокруг их стоимостей, в основе формирования которых лежит труд. Таким образом, по теории Маркса, труд благодаря своему двойственному характеру создает как потребительную стоимость товара, т.е. сам товар непосредственно (в создании товара, по Марксу, участвует конкретный труд — труд плотника, слесаря и т.п.), так и его стоимость, т.е. то, что определяет цену товара (в создании стоимости участвует абстрактный труд — труд вообще).

Нетрудовые теории В плановой экономике СССР все ценообразование было стоимости построено на основе трудовой теории стоимости К. Маркса. При этом широко применяемая в рыночном мире, в том числе и при решении задач ценообразования, теория предельной полезности замалчивалась. А если о ней и упоминалось, то только в процессе критики, причем обязательно с употреблением таких слов, как вульгарная, антинаучная. Однако единственно научная теория трудовой стоимости оказалась не в состоянии объяснить то, что стало происходить с ценами в России с 1992 г. Почему? Очевидно потому, что трудовая теория стоимости не учитывает всех факторов ценообразования в условиях рынка. А какие же факторы еще, кроме труда, влияют на формирование стоимости в условиях свободного обращения товаров? Ответ можно найти в альтернативных теориях стоимости, согласно которым в основе стоимости лежит не один производственный фактор, а несколько, в частности сам труд, затем капитал (средства производства), природный фактор (земля) и предпринимательские способности. Очевидным и общепризнанным является еще одно обстоятельство, а именно то, что рыночный обмен представляет собой процесс, в котором происходит соизмерение не только трудовых и иных затрат, но и общественных полезнрстей товаров. И полезность товара, его ценность для покупателя также являются мощным ценообразую-щим фактором. Специфика этого фактора—полезности — заключается в том, что действие его может многократно усиливаться в условиях дефицита. Поэтому в начале 90-х годов цены в России так стремительно начали подниматься, многократно перекрывая все мыслимые и немыслимые затраты как труда, так и других факторов производства.

Таким образом, можно сделать вывод: на формирование уровня цен в условиях свободного рыночного обмена оказывают влияние многие факторы. С точки зрения учета затрат в цене — это труд, капитал, земля, предпринимательская способность. С точки зрения отношения к товару самих покупателей — полезность товара, вытекающая как из его сущности, так и из совокупности потребительных свойств. Ни одной этой составляющей игнорировать нельзя. По мнению российских ученых-экономистов (В.Д. Камаева , Д.Е. Сорокина и др.), теорию трудовой стоимости во многих ее составных частях можно рассматривать как частный случай теории предельной полезности. Но и ориентироваться только на одну полезность в решении задач ценообразования (кидаться в противоположную сторону, как это иногда бывает) тоже будет ошибкой, поскольку учет в цене всех понесенных производителем (или посредником) затрат составляет неотъемлемую часть эффективного бизнеса. Поэтому при установлении цен на товары необходимо учитывать три группы параметров — полные затраты на производство, сбыт и т.п., параметры рынка (спрос, предложение, общественную полезность и др.), цены конкурентов.