История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Основы маркетинга: теория и практика

Точка безубыточности в условиях ступенчатых постоянных затрат

До сих пор рассматривалась упрощенная ситуация, когда постоянные издержки на каком-то временном отрезке не изменяются. Следовательно, все описанные выше закономерности справедливы только в пределах мощностей установленного оборудования. Но из практики известно, что через некоторые промежутки времени оборудование частично или полностью обновляется, дополняется его парк и т.п., т.е. величина постоянных издержек меняется ступенчатым образом. Как же в этом случае ведет себя точка безубыточности? Рассмотрим еще один пример.

Как следует из графика (рис. 10.6), фирма начинает получать первые доходы в промежутке между объемами продаж Q1 и Q2. Далее, начиная с Q2, при увеличении объемов производства до объема Q 3 фирма будет получать убытки (заметьте — при увеличении объемов производства!). И только при увеличении объемов производства от Q3 начинается следующая фаза роста доходов, очевидно, до следующей ступени увеличения постоянных расходов. Почему это происходит? Потому, что неизменная цена не всегда позволяет окупать расходы на расширение парка оборудования, арендуемых площадей и т.п., если увеличение объемов производства незначительно, а понесенные затраты отличаются своими масштабами.

Хотя задача определения точек безубыточности при ступенчатом изменении постоянных издержек больше связана с управлением инвестициями, она имеет свое особое значение и в маркетинге. Устанавливая или изменяя цену на товар, маркетологи должны ориентироваться и на производственные мощности предприятия, его реальные возможности, способные принести желаемую прибыль.