История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Основы маркетинга: теория и практика

Расчет цен на основе издержек производства

Известны два метода установления цен на основе издержек производства: метод полных затрат и маргинальный метод. Применение каждого из них рассмотрим на следующем условном примере.

Метод полных затрат

Пусть предприятие производит три модели детских игрушек по образу одного из персонажей национальных сказок — модель А , модель В и модель С. Переменные затраты, включая труд и материалы, имеют следующие величины в расчете на одно изделие:

• модель А — 0,08 ден . ед.;

• модель В — 0,13 ден . ед.;

• модель С — 0,20 ден . ед.

Постоянные затраты, в которые включены заработная плата торговых агентов, административные расходы и затраты на сбыт, составляют 15 тыс. ден . ед. Если известны объемы продаж, в том числе и в прошлом периоде, то постоянные издержки между различными изделиями можно распределить пропорционально этим объемам (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Определение доли постоянных издержек на изделие

Если долю прибыли с одного изделия принять равной 30% от полных затрат, то процедуру расчета цены на каждую модель игрушки можно представить в следующей форме (табл. 10.2).

Данный метод позволяет более или менее справедливо распределить постоянные издержки по номенклатуре выпускаемой продукции и учесть их в цене каждой модели товара. Но недостаток его состоит в том, что он не учитывает параметры рынка, их динамику, в частности покупательскую способность населения.

А это может привести к затовариванию складов, магазинов не нашедшей сбыта продукцией. Уменьшение же объемов продаж, по данному методу, неизбежно вызывает увеличение цены, поскольку в этом случае постоянные издержки, чтобы их окупить, приходится переносить на меньшее количество продаваемой продукции.

Таблица 10.2

Расчет цены на одно изделие каждой модели

Маргинальный метод

Маргинальный метод в отличие от метода полных затрат предполагает в цене единицы продукции учитывать только переменные издержки. Но это вовсе не означает, что полностью игнорируются постоянные расходы и прибыль. Но их учет в цене происходит несколько иначе, в этом и разница (табл. 10.3).

Таблица 10.3

Маргинальный метод расчета цены и затрат

Таким образом, постоянные затраты в общей сумме 15 000 тыс. ден . ед. на производство всех моделей игрушки оказались покрытыми суммарной выручкой от их продажи в 21 740 тыс. ден . ед. и без переноса их (постоянных затрат) на цену каждой модели. Прибыль при этом составила 6 740 тыс. ден . ед. Данный метод, как следует из его логики, предполагает необходимость учета в цене факторов рынка (платежеспособного спроса и объемов продаж), а расчеты выручки на покрытие постоянных издержек и прибыли, ее сопоставление с суммарной выручкой позволяют убедиться в том, что покрытие постоянных издержек состоялось — предприятие работает не в убыток. Но каким образом следует учитывать в цене факторы рынка? Об этом в следующем параграфе.