История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Основы маркетинга: теория и практика

Спрос, предложение и цены равновесия

Объем спроса — функция цены

Спрос, предложение, цены равновесия подробно изучаются в курсе экономической теории, и на первый взгляд включение этого материала в учебное издание по маркетингу может показаться неоправданным. Однако это не так. Нет ничего более практичного, чем хорошая теория — не просто красивая фраза, в ней скрыт глубокий смысл. И одна из задач практического маркетинга — извлечение реальной пользы (выгоды) для бизнеса из теоретических построений спроса и предложения. Это и стало главным поводом для включения сугубо теоретического материала в учебную книгу по практическому маркетингу.

Основные ценообразующие факторы рынка—спрос и предложение. Следует различать понятия объем спроса и спрос, объем предложения и предложение. На практике многие бизнесмены этого не делают, а между тем в различии между спросом и объемом спроса, предложением и объемом предложения лежит объяснение многих причин изменения поведения покупателей на рынке. В чем же кроется различие между этими понятиями?

Объем спроса представляет собой функцию от цены:

где Q d — объем спроса;

Р —ц ена.

Установлена следующая закономерная зависимость: увеличение цены вызывает уменьшение объема спроса, и наоборот, при уменьшении цены объем спроса начинает расти. Так, если цена какого-либо конкретного товара P1 является очень большой (рис. 10.6), то на рынке мало у кого хватит денег на приобретение такого дорогого товара. Но если цена с P1 снизится до Р 2 , то на рынке сразу же найдется много людей, у которых на этот вдруг подешевевший товар денег хватит.

Спрос — функция нескольких переменных

Зависимость между ценой и объемом спроса называется законом спроса. Сам же спрос представляет собой функцию от нескольких переменных:

D = f (P,P1,P2,...,I,T, W),        (10.2)

где D — спрос;

P, Р 1 , Р2 — цены на данный товар и на другие товары;

I — доходы населения;

Т — вкусы и предпочтения;

W — ожидания дальнейшего повышения цен.

Таким образом, можно сказать, что объем спроса — это одна точка на кривой спроса, тогда как сам спрос представляет собой все множество точек кривой спроса (рис. 10.7).

Объем предложения — функция цены

Аналогичным образом обычно рассуждают и по поводу объема предложения. Если цена незначительна, например Р 2 , то производители не будут иметь сколько-нибудь заметного интереса производить и продавать такой дешевый товар и объем предложения его на рынке будет низким (рис. 10.8). Следовательно, и здесь существует четкая функциональная зависимость объема продаж от цены:

Qs=ƒ (P),        (10.З)

где Qs — объем предложения.

Предложение — функция нескольких переменных

Увеличение цены до Р 1 делает более выгодным производство и реализацию такой дорогой продукции, и объем предложения по этой причине увеличивается, допустим, до величины Q1. Такая зависимость объема предложения от цены называется законом предложения. Что же касается самого предложения, то оно так же, как и спрос, представляет собой функцию от нескольких переменных:

S=ƒ (P,P1,P2,...,K,C,Z),      (10.4)

где S — предложение;

К — применяемые технологии;

С — налоги или дотации;

Z — условия производства.

Таким образом, объем предложения представляет собой одну точку на кривой предложения, тогда как само предложение есть все множество точек кривой предложения.