История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Основы маркетинга: теория и практика

Эластичность предложения

Расчет коэффициента эластичности предложения

Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается так же, как коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие состоит лишь в том, что вместо величины спроса в формуле (10.8) применяется величина предложения. Эластичность предложения показывает, насколько значительно объемы производства той или иной продукции определяются изменением цены на нее.

Поскольку предложение связано с производственным процессом, с технологиями, то его объемы медленнее адаптируются к динамике цен, чем объемы спроса. Поэтому важнейший фактор, влияющий на эластичность предложения — время. Оценку эластичности удобно рассматривать с точки зрения трех периодов — краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного.

Фактор времени в оценке эластичности предложения

Краткосрочным является период, в течение которого фирма не может сколько-нибудь существенно повлиять на объемы предложения. Допустим, садоводы, вырастившие помидоры и представившие их в один из августовских дней на рынок, ничего не могут сделать с объемами предложения, как бы ни складывалась рыночная цена на них. Эластичность в этом периоде крайне низкая. Предложение неэластично.

Среднесрочный период считается достаточным для расширения или сокращения объемов производства на уже установленном оборудовании. Однако его не хватает для установления новых мощностей. Эластичность предложения в этом периоде повышается.

Долгосрочным является период, который будет достаточным для расширения или сокращения фирмой своих производственных мощностей. Эластичность предложения в этом периоде может существенно возрастать. В долгосрочном периоде эластичность предложения может рассчитываться с учетом создания новых фирм и предприятий в данной отрасли.