История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Основы маркетинга: теория и практика

Цена в структуре стадий жизненного цикла товара

Соотношение между ценой и стадиями ЖЦТ

Цена на один и тот же товар может меняться, иногда существенно, в пределах его жизненного цикла. На стадии роста товар удовлетворяет объективные нужды людей на принципиально иной потребительской основе, формируя тем самым и новые потребности. А коль скоро это так, то цена товара, значительно превышающая его издержки, не покажется потребителю чрезвычайно высокой. Посредством установления высокой цены на стадии роста фирма может компенсировать затраты, произведенн ые ею на стадии разработки товара на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Как свидетельствуют некоторые публикации, за рубежом такая практика применяется в фармацевтической промышленности.

По мере продвижения товара по стадиям жизненного цикла его цена, как правило, снижается. Так, в странах Западной Европы цена черно-белого телевизора в середине 60-х годов была равна примерно двум-трем среднемесячным заработным платам. Сейчас же и цветной телевизор стоит там меньше одной месячной заработной платы. В чем же причина? Причина в том, что телевизор вообще перестал быть товаром рыночной новизны, он находится на стадии насыщения, которая, кроме всего прочего, характеризуется еще и наличием на рынке множества конкурентов, которые давят на цены в сторону их понижения.

Зависимость цен от моделей товара и стадий ЖЦТ

Анализируя зависимость цен от стадий жизненного цикла товара, не надо забывать, что жизненные циклы можно строить как по целым товарным группам (например, по телевизорам), так и по отдельным маркам (моделям) этих товарных групп. Если товарная группа находится на стадии насыщения, то отдельные ее модели могут находиться на стадии роста и их технологические особенности, делая данный, уже широко известный товар товаром рыночной новизны, могут обусловить и высокую цену на них.