История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Реклама: принципы и практика. Часть 1

ЭВОЛЮЦИЯ РЕКЛАМЫ

Теперь, когда мы обсудили факторы, оп­ ределяющие грандиозную рекламу, и ввели понятие ролей и функций рекла­ мы, рекламодателей, рекламных агентств и средств информации, самое время взглянуть, каким образом эти роли рек­ ламы и участники ее мира выглядят в историческом аспекте. Ключевые личности и события, которые оказали влияние на развитие рекламы, хронологически пере­ числены на рис. 1.1.

ДРЕВНИЙ ПЕРИОД

Коммуникационное стимулирование восходит к древним временам. Надписи на табличках, стенах и папирусах из Древнего Вавилона, Египта и Греции несут в себе сообщения, в которых перечисляются доступные товары и ближайшие гря­ дущие события, а также объявляются награды за возвращение беглых рабов.

Поскольку в древние времена до эры печати неграмотность была почти повсе­ местной, большинство сообщений доводилось до сведения покупателей зазывала­ ми, которые стояли на углах и кричали, расхваливая изделия своих нанимателей. Торговые точки снабжались вывесками, а товары, которыми торговали владель­цы, обозначались отличительными знаками. Информация, а не убеждение, была главной целью первых коммерческих сообщений.

ЭРА ПЕЧАТИ

Изобретение подвижного шрифта Иоганном Гутенбергом около 1440 г. вывело общество на новый уровень об­ щения — массовой коммуникации. Больше не стало ограничений по време­ни, необходимому для составления еди-

ничного рукописного сообщения, — теперь реклама могла стать массовой продук­ цией. Доступность печатных средств информации огромному числу людей увеличила уровень грамотности, что, в свою очередь, побудило более солидную часть бизнеса к рекламированию своей продукции. Первая печатная рекламная продукция включала в себя афиши, рекламные листки и разной степени скрытно­ сти объявления в газетах. Рис. 1.2 — пример одной из первых печатных реклам XV в. Первая печатная реклама в Англии, появившаяся в Лондоне около 1472 г., прибивалась гвоздями к дверям церкви. В ней рекламировался молитвенник.

Слово реклама { advertisement ) возникло приблизительно в 1655 г. Оно ис­пользовалось в Библии для обозначения извещений или предупреждений. Книго­ печатники, например, озаглавливали этим термином большинство извещений о предстоящих изданиях, а в 1660 г. слово вошло в повсеместное употребление в


>


 


качестве заголовка коммерческой информации главным образом владельцами ма­ газинов. Эти сообщения продолжали оставаться простыми и информативными в течение всего XVIII и начала XIX вв.

Кульминацией эры печати было развитие газетного дела. Самая первая газета в США называлась Public Occurrences both Forreign and Domesticks. Она появи­лась в 1690 г., но в свет вышел всего один номер. В 1704 г. Boston Newsletter стала первой газетой, где появилась реклама-объявление награды за поимку вора. В 1721 г. Джеймс и Бенджамин Франклины, первые издатели в этой английской колонии, начали выпуск New England Cou rant . К началу Войны за независимость в Северной Америке в Соединенных Штатах было уже более 30 газет. Первой ежедневной газетой, появившейся в 1783 г., была The Pennsylvania Evening and Daily Advertiser .