Реклама: принципы и практика. Часть 3 НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ
Как уже говорилось в главе 11, радиореклама пишется с учетом ограниченного времени трансляции. Распространенная продолжительность ролика составляет 10, 20, 30 и 60 с. 10-секундные и 20-секундные ролики используются для напомина ния о товаре. Более тщательно разработанные послания обычно занимают 30 или 60 с. Ролик продолжительностью в 60 с достаточно распространен на радио, хотя на телевидении, где обычная продолжительность ролика составляет 30 с, он уже почти не используется.
Средняя скорость речи в рекламе — два слова в секунду. В 30-секундном рекламном ролике можно сказать 135 слов. Если вы превысите это ограниче ние, то диктору, по-видимому, придется быстро читать текст, сокращать или уби рать паузы, которые придают речи выразительность.
Формы
При создании сценария рекламы как на телевидении, так и на радио использует ся особая форма. Сценарий печатается в два столбца. Узкий левый столбец описывает источник звука, а широкий столбец справа передает содержание посла ния, которое выражается словами или описанием звука и музыки. Письменная
форма очень важна, поскольку такой вид позволяет продюсеру и диктору точно знать, что происходит. Например, все, что не произносится, печатается заглавными буквами. К этой категории относится описание источника звука в левом столбце и все инструкции и описания из правого столбца. Подчеркивание в правом стол бце используется для привлечения внимания к музыке и звуковым эффектам, чтобы диктор мог видеть, что это не надо читать в микрофон. Часто для написа ния сценариев радиорекламы используется напечатанная форма, в которой указа ны столбцы и сверху указана информация о рекламном ролике.
Производство радиорекламы
Радиореклама производится двумя способами. Она либо записывается на плен ку и затем копируется для распространения, либо выходит прямо в эфир. Чаще всего встречается записанная на пленку радиореклама.
ЗАПИСАННАЯ РАДИОРЕКЛАМА
Продюсер на радио несет ответственность за подбор актеров для рекламно го ролика, запись, микширование и копирование пленки. Все звуковые элементы записываются отдельно или накладываются постепенно. Голоса могут быть
записаны на двух или трех звуковых
дорожках для создания более богатого звучания. Для одного ролика могут быть записаны 24 отдельные зву ковые дорожки. При микшировании звуковые дорожки комбинируются, при этом происходит соответствующая настройка уровней громкости и тональ ности.
Радиореклама, транслируемая в национальных масштабах, производится рек ламным агентством, а копии записи распространяются по местным радиостанциям страны. Радиоролик для местных рекламодателей может быть создан местными станциями, персонал которых занимается разработкой и производством рекламы. Запись делается в студии на самой радиостанции.
Многие рекламные ролики делаются на 5 с короче оплаченного времени, чтобы позволить диктору добавить «живую местную концовку» (дополнение с указанием адресов магазинов, дат распродаж и так далее), что придает объявлению местный характер. Текст этой концовки прилагается к записи рекламы.
|