История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Производственный учёт

Распределение затрат на совместно производимые продукты

Совместно производимый продукт в отличие от побочного имеет высокую рыночную стоимость и товарность. Например, бензин, топочный мазут и керосин являются совместно производимыми продуктами, получаемыми в результате переработки нефти. При изменении технологии производства и рыночной конъюнктуры предмет производства из категории побочного продукта может переходить в категорию совместно производимого продукта. Древесные опилки и щепа являются примерами побочных продуктов, ставших совместно производимыми продуктами. Распределение затрат совместного производства требуется для оценки стоимости товарно-материальных запасов, определения себестоимости реализованной продукции, установления продажных цен, предоставления органам государственного регулирования интересующей их информации и для целей налогообложения. Данные о затратах совместного производства служат основой для определения характера изменения показателей затрат и прибыльности при изменении состава выпускаемой продукции, назначения продажной цены на продукт, сравнения рентабельности различных видов продукции, контроля за процессами производства и распределения продукции и оценки их эффективности. Зная показатели выработки по каждому продукту в натуральном выражении, можно определить эффективность процессов обработки. Имея индекс объема производства (т. е. средневзвешенный показатель), несложно вычислить показатели эффективности производства.

Затраты на совместно производимые продукты могут распределяться на основе:

рыночной стоимости в точке разделения производственных затрат;

чистой стоимости реализации (окончательная цена продажи минус разделимые затраты);

окончательной цены продажи;

показателей в натуральном выражении (единицы продуки футы, фунты);

удельной себестоимости;

валовой прибыли;

химических свойств;

энергетического потенциала;

альтернативной стоимости;

метода произвольных математических процедур;

метода оценочного распределения.

Общепринятые методы распределения затрат основаны на стоимости по продажной цене, рыночной стоимости и натуральных показателях.

Стоимость по продажной цене как база для распределения затрат

Один из популярных методов распределения затрат совместного производства основывается на чистой стоимости реализации. Чистая стоимость реализации в точке разделения производственных затрат определяется путем уменьшения стоимости по продажной цене на величину делимых затрат. Этот метод получил широкое распространение из-за возможности оценивать стоимость запасов благодаря относительной способности товарно-материальных ценностей порождать доход. Применение метода распределения затрат совместного производства, исходя из способности любого продукта поглощать эти затраты, приводит к получению такого же коэффициента валовой прибыли, как и в том случае, когда затраты не разделяются. Такой подход имеет общее название метода относительной стоимости по продажной цене.Использование в качестве базы для распределения затрат совместного производства окончательной цены продажи целесообразно тогда, когда между затратами и продажной ценой существует строгое соответствие. Этот способ может быть рекомендован, если компании необходимо представить обоснование своей продажной цены в зависимости от затрат государственным органам. Он применим также в условиях высокой оборачиваемости запасов или снижения, по сравнению с нормальным уровнем, процента прибыли. При больших колебаниях в продажной цене можно использовать средние прогнозные цены за период.

Рыночная стоимость как база для распределения затрат

Метод рыночной стоимости в точке разделения производственных затрат рекомендуется применять, когда в момент разделения известна величина рыночной стоимости сырья и материалов. Формула распределения по рыночной стоимости имеет следующий вид: Рыночная стоимость каждого изделия. Затраты совместного производства = Рыночная стоимость всех изделий. Натуральные показатели как база для распределения затрат совместного производства Распределение затрат совместного производства с использованием показателя в натуральном выражении применяется тогда, когда продукция в физическом смысле однородна, реализуемость продукции на рынке одинакова, начато производство новой продукции (поэтому продажной цены еще не существует), и тогда, когда чистая стоимость реализации продуктов примерно одинакова. Главный недостаток метода натуральных показателей в том, что при его применении не имеет значения, какова доходообра-зуюшая способность продукта. Также всякий раз когда продажные цены за единицы количества продукции совместного производства неодинаковы, валовая прибыль будет определяться с искажениями.

Сопоставление методов распределения затрат совместного производства

Распределение затрат на совместно производимые продукты по показателям в натуральном выражении приводит к получению равной себестоимости на единицу каждого вида продукции. Допустим, что в результате нефтеперегонки получено два продукта бензин и масло в количестве 2000 галлонов бензина и 4000 галлонов масла. Поскольку на бензин приходится 2000 галлонов из общих 6000, то на его производство отнесена одна треть совместных затрат на нефтеперегонку. Соответственно на производство масла отнесено две трети. Если на совместное производство затрачено 36000$, то на производство бензина относят одну треть этих затрат, то есть 12000$, а масла оставшиеся 24000$, или две трети. Так как на производство 2000 галлонов бензина было затрачено 12000$, удельная себестоимость составит 6$ за галлон; а так как производство 4000 галлонов масла обошлось в 24000$, то получается такая же удельная себестоимость: б$ за галлон. После распределения затрат совместного производства может случиться, что по одному продукту выявится прибыль, а по другому убытки. Это показано на следующем примере. Предположим, что в точке разделения производственных затрат бензин можно продать по 14$ за галлон, а масло по 5$ за галлон. Поскольку себестоимость производства и бензина, и масла составила 6$ за галлон, получается, что бензин будет продаваться с прибылью в 8$ за галлон, а масло с убытком в 1$ за галлон. Ясно, что продавать продукт по цене, меньшей, чем стоимость его производства, в принципе более чем нежелательно. Во многих случаях, когда продукты значительно отличаются по чистой стоимости реализации, можно воспользоваться методом распределения затрат совместного производства по способности каждого продукта поглощать эти затраты. Предположим, что бензин и масло после завершения процесса совместной переработки можно продать соответственно по 14$ и 5$ за галлон. Отсюда, 2000 галлонов бензина могут быть проданы за 28000$, 4000 галлонов масла за 20000$. Производство бензина поглотит 28000$, деленных на 48000$ стоимости продаж, что составит семь двенадцатых затрат совместного производства. Производство же масла поглотит 20000$, деленных на 48000$ стоимости продаж, то есть пять двенадцатых затрат совместного производства. Полные затраты совместного производства составляли 36000$. На бензин затрачено семь двенадцатых от 36000$, то есть 21000$. На масло затрачено пять двенадцатых от 36000$, то есть 15000$. Следовательно, продав бензин за 28000$ при оценке затрат в 21000$, получим прибыль в 7000$, что составит 25% продажной цены. Масло будет продано за 20000$ при затратах в 15000$ с прибылью в 5000$, что составит те же 25% его продажной цены. Подсчет чистой стоимости реализации и валовой прибыли производится следующим образом. Предположим, что 2000 галлонов бензина будут проданы по 14$ за галлон, а 4000 галлонов масла по 5$ за галлон. После прохождения точки разделения затрат бензин подвергается дальнейшей переработке, потребляя 4$ за галлон делимых затрат. Масло дальнейшей переработке не подвергается и не потребляет делимых затрат. Для определения чистой стоимости реализации бензина в точке разделения затрат необходимо 4$ за галлон делимых затрат вычесть из 14$ за галлон продажной цены. Чистая стоимость реализации 2000 галлонов бензина в точке разделения производственных затрат составит 10$ за галлон. Бензин имеет полную чистую стоимость реализации в точке разделения производственных затрат, равную 20000$ (2000 х 10$). 4000 галлонов масла будут проданы в точке разделения затрат по 5$ за галлон, что также принесет 20000$ полной чистой прибыли реализации (4000 х 5$). Поскольку бензин и масло имеют одинаковую чистую стоимость реализации, 36000$ затрат совместного производства делится на них поровну, по 18000$ этих затрат на каждый продукт. Вместе с тем валовая прибыль по обоим продуктам уже не будет одинаковой. На бензин приходится 4$ за галлон (или 8000$) делимых затрат и 18000$ совместных затрат. Полные затраты составят 26000$ при стоимости продаж 28000$ и размере прибыли 2000$. Коэффициент валовой прибыли равняется 7%. На масло приходится затрат совместного производства в размере 18000$ и продаж на сумму 20000$. Прибыль по случайному совпадению также равна 2000$. Но коэффициент валовой прибыли по маслу составит 10% больше, чем коэффициент 7% валовой прибыли по бензину. Причина снижения валовой прибыли по маслу по сравнению с предыдущим примером в том, что производство масла поглотило часть затрат совместного производства большую, чем прежде. пояснения к методам удельной себестоимости и средневзвешенной удельной себестоимости Удельная себестоимость совместно производимого продукта должна определяться на основе простой удельной себестоимости или средневзвешенной удельной себестоимости- Возьмем затраты на совместно производимые продукты альфа, бета и гамма, которые составляют в целом 150000$. Количество единиц продукции (1) альфа равно 20000, (2) бета 25000 и (3) гамма 30000.

По методу удельной себестоимости затраты совместного производства распределяются следующим образом:

Продукт альфа 2$ х 20000 > 40000$

Продукт бета = 2$ 25000 - 50000

Продукт гамма = 2$ * 30000 = &КОД

Итого 150000$

Метод средневзвешенной удельной себестоимости следует применять в том случае, если в связи с совместно производимой продукцией возникли определенные сложности. Сложности могут быть вызваны производственными проблемами, требованиями по срокам производства н требованиями к качеству материалов или работ. Чтобы учесть эти сложности, необходимо определить вес каждого фактора для выбора приемлемой базы распределения. Вес факторов может определяться на основе (1) степени важности продуктов, (2) времени, необходимого для их производства, или (3) ожидаемой стоимости. По методу среднего взвешенного распределение затрат совместного производства осуществляется следующим образом: