История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Производственный учёт

Пояснения к методам учета побочной продукции

Так как побочная продукция является несущественной для производственного процесса, она обычно не участвует в распределении затрат совместного производства. Чистой стоимостью реализации побочного продукта является стоимость продаж за вычетом всевозможных делимых затрат или реализационных расходов. Эта стоимость или учитывается в балансе как прочие расходы, или вычитается из затрат совместного производства до распределения этих затрат между совместно производимыми продуктами. Если требуется определить прибыль от реализации побочного продукта, то чистую стоимость реализации следует уменьшить на величину надбавки на прибыль. Полученный результат необходимо затем вычесть из объема затрат совместного производства.

Предположим, что 6500 галлонов некоторого продукта подверглись переработке для получения 2000 галлонов Алко, 4000 галлонов Дево и 500 галлонов Хало. Также предположим, что доходы от производства Хало по сравнению с доходами от производства Алко и Дево незначительны, поэтому Хало является побочным продуктом. В точке разделения производственных затрат Хало может быть продан по 1,50$ за галлон. Чистая стоимость реализации 500 галлонов Хало по цене 1,50$ за галлон составит 750$. Процесс переработки обходится в 36000$.

По первому методу все 36000$ затрат совместного производства должны быть распределены между Ал ко и Дево. Эти 750$ в балансе следует учесть как прочие доходы.

По второму методу 750$ необходимо вычесть из 36000$ затрат совместного производства, а оставшиеся 35250$ распределить между Ал ко и Дево. Метод, используемый для распределения затрат совместного производства между Алко и Дево, и метод, выбранный для учета доходов от реализации побочного продукта, не зависят друг от друга. По третьему методу делаем допущение, что нормальный коэффициент прибыльности по продажам составляет 30%. Тридцать процентов от стоимости продаж, равной 750$, составляет 225$. Эти 225$ следует признать прибылью от реализации побочного продукта. Оставшиеся 525$ вычитаются из 36000$ затрат совместного производства. Разность в 35475$ подлежит распределению между Алко и Дево. При этом предполагается отсутствие идентифицируемых делимых затрат на побочную продукцию. Если побочный продукт имеет делимые или реализационные затраты, то они вычитаются из доходов от реализации для получения чистой стоимости реализации. Допустим, 500 галлонов Ха-ло могут быть проданы по 4$ за галлон, при этом делимые затраты на этот ггродукт составили 1$. Чистая стоимость реализации будет тогда равна 3$ за галлон, что дает 1500$ полной чистой выручки от реализации побочного продукта. 1500$ чистой выручки могут быть показаны как прочий доход или быть вычтены из 36000$ затрат совместного производства. После вычитания из 36000$ 1500$ выручки от продажи побочного продукта получим 34500$, подлежащих распределению между продуктами совместного производства. Чистую стоимость реализации, равную 1500$, необходимо далее уменьшить на коэффициент прибыльности. Взяв те же 30%, получим коэффициент прибыльности, равный 600$ (30% от 2000$). Делимые затраты составляли 500$. Вычтя сумму этих двух величин, 1100$, из 2000$ стоимости продаж, получим разность, равную 900$. Полученные 900$ вычитаются из затрат совместного производства. 36000$ минус 900$ равняется 35100$, которые и следует распределить между совместно производимыми продуктами Алко и Дево.

Признание чистой выручки. Чистая выручка от реализации побочного продукта может признаваться в процессе производства или после продажи. Если чистая выручка признается в процессе производства побочного продукта, то в качестве продажной цены выступает оценочная стоимость продаж. Если фактическая цена будет иной, то для регистрации этой разницы применяется счет, называемый счетом прибылей и убытков. Если чистая выручка признается после продажи, следует использовать фактическую цену реализации. Когда возможности сбыта побочного продукта неясны или когда цены на него нестабильны, лучше отложить признание выручки до момента реализации. Стоимость запасов побочной продукции можно определить исходя из стоимости единицы продукции, рассчитанной при помощи вышеупомянутых методов, умноженной на количество единиц продукции. Кроме того, если стоимость запасов настолько мала, что является несущественной, ею можно просто пренебречь. Оценка побочной продукции. Некоторые побочные продукты не продаются на сторону, а используются в производственном процессе внутри предприятия. В этих случаях стоимость побочных продуктов определяется по восстановительной стоимости. Восстановительная стоимость должна равняться цене, которую компания готова заплатить за побочный продукт, если бы приобретала его на внешнем рынке. Скажем, металлолом представляет собой побочный продукт, образующийся в точке разделения производственных затрат. Обычно он имеет незначительную стоимость продаж и должен учитываться по одному из вышеописанных методов, применяемых для побочной продукции. Рекомендация. Выбирайте не только легко осуществимый и соответствующий логике метод, но и такой, который бы увеличивал прибыль компании. Поскольку большинство побочных продуктов являются относительно малозначимыми, можно воспользоваться методом, в данном случае наиболее удобным. Если стоимостные величины, связанные с побочной продукцией, являются существенными, нужно по возможности переместить побочный продукт в категорию, по которой он рассматривался бы как совместно производимый продукт. Ниже приводятся примеры распределения затрат на совместно производимые продукты с использованием различных методов. Компания Дарт РефаЙнери производит 2000 галлонов машинного масла, 4000 галлонов масла сорта макси и 500 галлонов масла сорта мини. Прибыльность сорта мини незначительна относительно прибыльности машинного масла и сорта макси, поэтому сорт мини является побочным продуктом. Мини продается по 1,50$ за галлон в точке разделения производственных затрат, а машинное масло и макси по 14$ и 5$ за галлон соответственно. Стоимость процесса переработки составляет 36000$.

1. Распределим затраты совместного производства при условии, что мини проводится по статье прочие доходы. Для этого используем метод чистой стоимости реализации в точке разделения производственных затрат.

2. Распределим затраты совместного производства, если доходы от реализации мини направляются на уменьшение затрат совместного производства. Мини: 500 галлонов по 1,50$ за галлон равняется 750$ полной выручки. 36000$ затрат совместного производства минус 750$ равняется 35250$, подлежащих распределению.

е

3. Положим 30% торговой надбавки на реализацию побочного продукта. Распределим затраты совместного производства, используя метод чистой стоимости реализации в точке разделения производственных затрат. Полученная продажная цена вычитается из затрат совместного производства.

4. Допустим, на сорт мини приходится 1$ за галлон делимых затрат, после чего продукт может быть продан по 4$ за галлон. Кроме того, прежде чем машинное масло будет продано по 14$ за галлон, на него относят 4$ за галлон делимых затрат. Распределим затраты совместного производства, используя метод чистой стоимости реализации в точке разделения производственных затрат, и найдем величину валовой прибыли после распределения затрат, при этом доходы от реализации побочного продукта следует: а. Вычесть из затрат совместного производства.

б. Рассматривать как часть прочих доходов.

б. Вычитание производить после начисления надбавки в 30% на побочный продукт. Полная продажная цена сорта мини составляет 2000$, полученных путем умножения 4$ за галлон на 500 галлонов. Единственным учитываемым видом затрат являются делимые затраты в размере 1$ за галлон, или всего 500$. Чистая стоимость реализации побочного продукта равняв ется, следовательно, 1500$. а. 1500$ вычитаются из 364)00$ затрат совместного производства, а полученная разность, равная 34500$, распределяется, как показано на рис. 5-6. б. 1500$ признаются частью прочих доходов. в. 1500$ чистая стоимость реализации побочного продукта; 30% надбавка на прибыль; 450% прибыль, признаваемая как прочие доходы; (1500$ - 450$) = 1050$, которые, в свою очередь, вычитаются из 36000$ затрат совместного производства; (36000$ - 1050$) = 34950$ затрат совместного производства, подлежащих распределению между машинным маслом и сортом макси, при этом валовая прибыль составит соответственно 10525$ (28000$ - 17475$) и 2525$ (20000$ - 17475$) (см. рис. 5-6). На рис. 5-5 и 5-6 показано подробное распределение затрат совместного производства методом чистой стоимости реализации. Компания Бакстер Компани производит в едином технологическом процессе палочки для мороженого и медицинские фиксаторы языка. Из отходов древесины изготавливаются зубочистки, классифицируемые как побочная продукция. Компания придерживается методики снижения затрат совместного производства на основе ожидаемой выручки от реализации производимых ею зубочисток. В течение второго квартала 19X1 года затраты компании на совместное производство 40000 коробок палочек для мороженого и 80000 коробок медицинских фиксаторов составили 37000$. Также было изготовлено 5000 коробок зубочисток. Одна коробка зубочисток продается по цене 0,20$. Палочки для мороженого продаются по цене 0,50$ за коробку с учетом 2000$ дополнительных затрат на расфасовку и реализацию. Для упаковки зубочисток дополнительных затрат не требуется. В данном случае на начало периода запасов не было, поэтому они оценивались по распределенным затратам, за исключением зубочисток, которые оценивались по продажной цене. Для распределения затрат компания пользуется методом чистой стоимости реализации. Стоимость наличных запасов определяется исходя из того, что продано 38000 коробок палочек для мороженого, 75000 коробок медицинских фиксаторов языка и 4500 коробок зубочисток. Компания снижает расходы совместного производства за счет ожидаемых доходов от реализации побочной продукции зубочисток:

Затраты совместного производства 37000S

Ожидаемая стоимость продаж

побочной продукции (5000 х 0,20$) 1000$ Распределяемые затраты

совместного производства 36000S

(см. расчеты на рис. 5-7)

Примечание. Побочный продукт (зубочистки) не учитывается в стоимости запасов, так как ожидаемая стоимость продаж (1000$) идет на уменьшение затрат совместного производства. В этом случае требуется выбрать один из двух вариантов производственного учета: или снизить на стоимость побочной продукции себестоимость реализованной продукции, или уменьшить в уче- те запасы незавершенного производства. В последнем случае стоимость запасов основных продуктов снижается напрямую.

Заключительные тезисы

Продуктами совместного производства называются продукты, изготавливаемые в одном производственном процессе. Затраты совместного производства могут распределяться различными методами, в том числе по относительной стоимости продаж и объему производства. Побочная продукция является малозначимой по сравнению с основным продуктом. Существует несколько способов, как использовать стоимость побочного продукта, в том числе для снижения себестоимости основного продукта с учетом этой стоимости по статье прочие доходы. Методы, выбираемые для определения себестоимости совместно производимого продукта, должны быть обоснованными и вытекать из реальных производственных условий компании.

Распределение затрат

Одним из важных аспектов анализа затрат является проблема распределения производственных затрат по различным элементам (сегментам) предприятия. В качестве сегмента могут выступать продукция, структурные подразделения, виды производств или сбытовые территории. Распределение (отнесение) затрат необходимо в целях получения данных, предназначенных для: 1) калькуляции себестоимости продукта и установления продаж- -ной цены; 2) оценки качества управления и контроля; 3) принятия особых решений.

Из этой главы вы узнаете:

как распределять затраты по сегментам хозяйственной деятельности;

общие правила распределения затрат;

критерии выбора соответствующей базы распределения;

какие приемы распределения применяются;

какие вопросы требуют особого внимания при распределении затрат;

как распределять затраты вспомогательных подразделений между производственными подразделениями;

какие бывают базы распределения затрат;

что такое сегментная отчетность;

о подходе к распределению затрат на основе маржинальной прибыли;

об анализе и распределении затрат на товародвижение;

об анализе и распределении затрат по видам продукции;

о распределении затрат по территориям.

этапы распределения затрат

Процесс распределения затрат делится на три основных этапа. 1) Выбор объекта учета затрат. Объектом затрат называется предмет деятельности, для оценки которого требуется отдельный показатель затрат. Примерами могут служить структурные подразделения, виды продукции, технологические процессы, виды работ, подряды, заказы, сбытовые территории. 2) Отбор и аккумуляция затрат, относящихся к данному объекту учета. Примерами являются производственные затраты, торговые и административные расходы, затраты совместного производства, общие расходы, расходы обслуживающих подразделений, постоянные затраты. 3) Выбор метода совмещения п. I) с п. 2). Базой распределения производственных затрат обычно служат показатели в человеко-часах, машино-часах и единицах продукции. Распределение доходов и переменных затрат обычно осуществляется прямым путем, поскольку они напрямую связаны с конкретным сегментом или аспектом деятельности. Прямые затраты прослеживаются вплоть до конкретного продукта или территории. Частично прослеживаемые затраты (например, на рекламу) охватывают несколько продуктов. Непрямые затраты нельзя непосредственно отождествлять с продуктом, поэтому распределяться между объектами затрат они должны исходя из соображений логики, например распределение арендной платы пропорционально площади помещения, занимаемого структурным подразделением.