История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Производственный учёт

Общие правила распределения затрат

При аккумуляции затрат определяются фактические затраты в соответствии с программой производства, центром затрат или номером счета, предназначенным для целей учета и планирования. Накопленные затраты затем должны быть отнесены на соответствующие сегменты деятельности, такие как структурные подразделения, продукты производства, обслуживающие функции или территории. При распределении затрат величина совокупных затрат раскладывается по двум или более организационным единицам, видам продукции.•функциям обслуживания или территориям деятельности. К примеру, в крупном концерне розничной торговли КеЙ март расходы главной конторы корпорации распределяются по магазинам фирмы, при этом каждый директор магазина знает, что такие затраты существуют и должны быть покрыты за счет прибыли отдельного магазина для обеспечения рентабельности компании в целом. Методы распределения выбираются произвольно, в одних случаях одни, в других другие. В качестве возможной базы для распределения, как правило, выступают единицы продукции, прямые затраты на оплату труда, прямые трудозатраты в человеко-часах, показатели наработки в машино-часах, численность работающих, площади производственных помещений, восстановительная стоимость оборудования.

База для распределения затрат обычно сохраняется неизменной в течение длительного периода времени, поскольку она представляет собой элемент производственной политики. Она может пересматриваться время от времени или тогда, когда ее несоответствие становится очевидным. База распределения должна иметь характер прямого действия, так как всевозможные усложнения приводят к дополнительной трате ресурсов и времени на вычисления, что может отрицательно сказаться на прибыли. Непременно следует добиваться ясного понимания процесса распределения, позволяющего легко обходиться с его формулами и следовать его внутренней логике. При выборе базы распределения руководствуются одним из следующих критериев. Приобретаемыми выгодами. Затраты можно распределять исходя из получаемых при этом выгод. Например, корпорацион-ные расходы на рекламу распределяют по объемам продаж, достигнутым отделениями корпорации. Чем больше объем продаж, тем большим считается эффект, полученный от рекламы. Затраты на обогрев помещений могут распределяться в зависимости от занимаемой подразделениями площади. Равенством. Затраты можно распределять по принципу равных прав. Равноправие может выражаться в одинаковом объеме расходуемых средств, потребленных ресурсов и затраченного времени. Принцип равенства часто применяется в условиях государственного заказа для выработки взаимоприемлемой цены. Причинмо-следствеиной эшисииостыо. Затраты могут распределяться в зависимости от уровня расходов. Такая связь легко устанавливается, когда имеют место прямые производственные затраты (прямые материалы, прямой труд). Установление причинно-следственной связи позволяет соотнести объект затрат с понесенными расходами. Например, в соотношении затраты выпуск (т. е. отношении прямых трудозатрат в человеко-часах к количеству произведенной продукции) присутствует причинно-следственная зависимость. Возможмостяни в обеспечении покрытия затрат. Затраты могут также распределяться с учетом возможностей объекта покрывать определенные расходы. Примером служит распределение затрат на заработную плату руководящим работникам корпорации между ее отделениями пропорционально прибыли каждого отделения. Имеется в виду, что более прибыльное отделение в состоянии поглотить или принять на себя больше расходов.

Решая, какую базу распределения выбрать, поинтересуйтесь, как поступают на других предприятиях вашей отрасли.

Подходы к распределению затрат

Национальная федерация бухгалтеров США высказывается в пользу централизованного (со стороны руководства корпорации) распределения затрат при обязательном соблюдении хотя бы одного из следующих четырех условий:

1. Управляющий отделением должен иметь возможность влиять, по крайней мере косвенно, на характер затрат.

2. В затратах должен находить отражение тот объем ресурсов, который определен главной конторой в качестве показателя обеспечения деятельности отделения.

3. Распределение затрат должно усиливать способность отделения выступать в роли самостоятельной фирмы, имеющей аналогичный объем затрат.

4. Затраты должны являться основой для принятия решений по ценам.

Приемами распределения затрат, которым отдается предпочтение в Совете по стандартам производственного учета США (CASB), являются:

1. Характеристика предмета деятельности на основе группировки затрат с помощью таких показателей, как человеко-часы, машино-часы, занимаемая площадь.

2. Применение показателя, отражающего выпуск продукции функциональным подразделением, например числа исполненных заказов на поставку.

3. Применение показателя деятельности, основанного на учете вспомогательных функций, например количества сотрудников, обслуживаемых специалистами фирмы.

Некоторыми фирмами для распределения затрат используется показатель объема продаж в долларах. Тем не менее объем продаж типичный пример неудачно выбранной для распределения базы, потому что его величина периодически меняется, в то время как распределяемые затраты, по сути, остаются постоянными. Применение переменной базы для распределения затрат может привести к тому, что подразделения окажутся в неравном положении, так как затраты, отнесенные к одному подразделению, в значительной степени зависят от того, как идут дела в другом. Например, при уменьшении продаж в одном подразделении большая часть распределяемых затрат перемещается на счет другого подразделения, работающего эф-4>ективнее. Рекомендация: объем продаж в долларах следует применять в качестве базы для распределения затрат только в том случае, когда между объемом продаж и распределяемыми расходами обслуживающих подразделений существует прямая, но не устойчивая связь.

Расходы на дополнительные льготы работающим должны распределяться исходя из уровня относительного полного оклада в процентах. При наличии затрат, связанных с дополнительным обеспечением (типа отчислений по пенсионному плану и налогов на заработную плату) и поставленных в зависимость от окладов, и затрат (типа расходов по стоматологическому страхованию), учитываемых на основе численности наемного персонала, их иногда следует распределять отдельно друг от друга.

Вопросы, требующие особого внимания при распределении затрат

Произвольное распределение затрат может привести к неправильным решениям. Однако в некоторых случаях произвольное распределение может иметь место:

когда при этом обеспечивается такое поведение работников, которое соответствует приоритетам вышестоящего руководства. Например, централизованные затраты на НИОКР можно отнести на счет структурного подразделения таким образом, что его руководитель будет заинтересован в поддержке работ центральной исследовательской службы; когда затраты на важные внутрифирменные услуги, такие как юридические консультации или внутренний аудит, возмещаются в такой форме, которая побуждает подразделения воспользоваться ими, даже если они не считают это необходимым. Если менеджеру все равно навяжут расходы, то почему бы этими услугами не воспользоваться? Распределение расходов обслуживающих подразделений между производственными подразделениями. В компании-изготовителе имеется два типа подразделений: производственные и обслуживающие. Производственное подразделение (например, сборки или механической обработки) это часть производства, где происходит процесс изготовления или переработки. Обслуживающее подразделение (например, инженерно-конструкторское или ремонтное) обеспечивает обслуживание производственных подразделений. Для распределения расходов обслуживающих подразделений используют два основных способа аккумуляции затрат. По единой функции затрат. Затраты структурного подразделения аккумулируются в виде группировки затрат одной функции. В этом случае между переменными и постоянными затратами различия не проводится. По двум функциям затрат. Затраты структурного подразделения аккумулируются в виде двух или более группировок затрат. В одну группировку могут входить постоянные затраты, в другую переменные. Для распределения затрат на обслуживание (оказание услуг, например, в области компьютерного обеспечения, ведения бухучета, юридических консультаций, печатного производства, управленческого консультирования) предпочтительнее применять показатель использования, например почасовую ставку, сравнимую с расценками на внешнем рынке.

Помимо калькуляции затрат на производство продукции, распределение расходов обслуживающих подразделений диктуется необходимостью: контролировать правильность и содействовать осуществлению оценки показателей эффективности; представлять оформленные с высоким качеством данные о доходах и активах внешним заинтересованным сторонам; напоминать управляющим производственными подразделениями о существовании непрямых расходов, которые им придется поглощать. Потребители услуг обслуживающих подразделений имеют от этого выгоды и должны за это платить! Если распределение затрат не производится, то величина полных затрат производственного подразделения получается заниженной. Менеджеры, на чей счет относят затраты по обслуживанию, должны быть убеждены в том, что менеджеры обслуживающих подразделений правильно контролируют эти затраты; побуждать менеджеров подразделений прибегать к подобным услугам в разумных пределах. Если расходы обслуживающих подразделений не будут распределяться, менеджеры производств скорее всего будут проявлять расточительность в использовании того, что они считают бесплатным обслуживанием. Если же объем услуг был востребован не в полной мере, то распределение затрат на них поставит менеджеров перед необходимостью полноценного использования возможностей обслуживающих подразделений; иметь дополнительное основание для аргументации в пользу возмещения понесенных расходов. Примером такой аргументации может служить требование справедливой цены, с которым выступает, скажем, подрядчик военного ведомства, желающий добиться полного "возмещения затраченных средств. Примечание. Хотя большинство вспомогательных подразделений представляют собой бесприбыльные центры затрат, некоторым из них удается получать небольшой доход (например, столовой). В этом случае из выручки исключается чистая прибыль, и только чистая себестоимость подлежит распределению между другими подразделениями. При таком подходе остальным подразделениям не приходится поглощать затраты, в счет которых обслуживающее подразделение уже получило возмещение. После того как расходы обслуживающих подразделений стали известны, наступает этап распределения затрат между производственными подразделениями. Для этого применяются три основных метода;

1. Прямого распределения.

2. Последовательного распределения.

3. Взаимного распределения.

Метод прямого распределения. В соответствии с этим методом расходы по каждому виду обслуживания относятся на производственные подразделения напрямую, минуя прочие обслуживающие подразделения. При этом обслуживающие функции одного подразделения никак не связаны с функциями других обслуживающих подразделений. Этот метод является наиболее употребительным в силу простоты и легкости его применения.

Завод компании Кревьер Компани включает два обслуживающих подразделения цех силовой установки (СУ) и технологический отдел (ТО) и два производственных подразделения механический и сборочных цехи. Данные о затратах по каждому подразделению, в том числе распределение объема обслуживания, имеют следующий вид:

Метод последовательного распределения. При этом методе распределение затрат на обслуживание, предоставляемое обслуживающими подразделениями, между другими подразделениями осуществляется в определенной последовательности. Он также называется методом постепенного, или ступенчатого, распределения. Процесс начинается с подразделения, которое обслуживает наибольшее число других подразделений, затем переходит от одного подразделения на другое, заканчиваясь на том подразделении, которое предоставляет наименьший объем услуг. После того как распределение затрат данного обслуживающего подразделения завершилось, никакие претензии от других обслуживающих подразделений не принимаются.

Используя данные из предыдущего примера, с помощью метода последовательного распределения получим:

(20000$ х 1/6); (20000$ * 1/2); 4200001 * 1/3); r(13333$ х S/8); M3333S х 3/1) • Базой является (20000+60000+40000-120000); 20000/120000-1/6; 60000/120000-1/2; 40000/120000=1/3 "

" Базой является (50000+30000-80000); 50000/80000*5/8; ЗООООД00ОО-3/8

Используя метод прямого распределения, получаем:

Произведя вычисления, получим СУ = 28695$. Подставив значение СУ = 28695$ во второе уравнение, получим ТО = 14782$. Используя полученные значения, с помощью метода взаимного распределения определим следующие показатели:

•(28695S * 1/6); 6(28695S х 1/2); "(28695$ х 1/3)