История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Производственный учёт

Сегментная отчетность и маржинальный подход к распределению затрат

Сегментом называется элемент или предмет деятельности хозяйственной единицы, в отношении которого менеджер собирает соответствующую информацию о затратах. С помощью принятых приемов распределения затрат обеспечивается составление сегментной отчетности. Сегментной отчетностью называется процесс учета функций различных сегментов организации, таких как структурные подразделения, производимая продукция и сбытовые территории. Сбор информации по сегментам необходим для решения многих проблем. Производство одних видов продукции является прибыльным, а других нет. На некоторых сбытовых территориях неэффективно подбирается ассортимент продаваемой продукции, не используются альтернативные варианты. Часть торговых агентов работает хорошо, тогда как другая нет. В некоторых производственных подразделениях, возможно, неправильно используются имеющиеся ресурсы. Это лишь немногие примеры того, в чем может помочь применение сегментной отчетности. Сегментная отчетность может составляться по показателям различного уровня хозяйственной деятельности и в различных формах, в зависимости от выдвинутых менеджером требований.

Маржинальный подход имеет важное значение для ведения сегментной отчетности, поскольку на его основе создаются модели динамики затрат и достигается регулируемость затрат, что в целом обеспечивает оценку эффективности исполнения и возможность принятия решений. Подход к распределению затрат на основе маржинальной прибыли характеризуется следующими положениями:

1. Постоянные затраты обладают меньшей степенью регулируемости, чем переменные затраты.

2. Необходимо различать прямые постоянные затраты и косвенные постоянные затраты. Прямые постоянные затраты можно непосредственно соотнести с определенным сегментом организации, в то время как косвенные постоянные затраты идентифицировать напрямую с конкретным сегментом, нельзя.

3. Косвенные постоянные затраты должны четко определяться в отчете о прибылях и убытках на основе маржинальной прибыли как нераспределенные. Любая попытка распределить эти виды затрат между сегментами организации некоторым произвольным образом обесценит значение учета по центрам ответственности и приведет к неверной оценке результатов деятельности и заблуждениям при принятий-решений.

На рис. 6-1 показан образец отчета структурного подразделения о прибылях и убытках на основе маржинальной прибыли с раскрытием показателей по видам продукции.

Анализ затрат на товародвижение

Анализ затрат на товародвижение помогает компании планировать мероприятия по продаже произведенной продукции. Затраты на товародвижение связаны с перемещением товара к потребителю. Эти затраты касаются хранения, разгрузочно-по-грузочных работ, упаковки, рекламы и продвижения, продажи, транспортировки (расходы по отгрузке товара покупателю и оплата доставки возвращенных товаров) и маркетинговых исследований. Некоторые компании включают в эти затраты расходы по предоставлению кредита и административные издержки. Затраты на товародвижение могут анализироваться исходя из вида продукции, подразделения, производства, территории, класса покупателей, рынков сбыта и методов продаж. Расходы на товародвижение обычно контролируются отделом сбыта и маркетинга.

Нормы затрат на товародвижение могут быть:

1. Общими, применяемыми для всех функций товародвижения всеми подразделениями или только ведущим подразделением.

2. Удельными, с помощью которых определяются отдельные показатели.

Нормы, применяемые для определения затрат на товародвижение, могут представлять собой затраты в расчете на один заказ, один счет покупателя, одну заявку, одну милю, один день, один доллар валовой прибыли, процент налоговых расходов от чистой выручки, торговые расходы на единицу реализованной продукции. В отличие от производства, где обычно имеется одна норма на один вид продукции, в сфере товародвижения может применяться несколько норм в отношении одного и того же элемента. Например, показатель затрат на одну заявку может иметь разные значения в зависимости от территории. И даже в пределах одной территории нормативные затраты на реализацию могут изменяться в зависимости от класса покупателей. Причинами дифференциации нормативов являются различия в каналах товародвижения, видах продукции, типах структурных подразделений, территорий и классов потребителей. Нигде не может быть одинаковых условий. Данные о затратах на товародвижение могут определяться на основе показателей количества новых клиентов, пройденного расстояния или количества затраченных торговыми агентами дней, количества демонстрационных продаж, дальности грузоперевозок, объема переработанных на складе товаров, количества произведенных отгрузок.

Распределение расходов на товародвижение может осуществляться исходя из объема скидок при таких видах продаж, как:

продажа за наличные;

продажа в кредит;

продажа в рассрочку.

Анализ затрат на товародвижение может проводиться на основе объёма полученного заказа. При этом затраты можно объединять по степени изменчивости. Часть затрат признается постоянными для заказов любых объемов, другая же часть может в зависимости от объема изменяться (как в стоимостном, так и в натуральном выражении).

Когда затраты на товародвижение раскладываются и определяются по видам продукции или территориям, заданная ставка распределения затрат должна базироваться на предварительном расчете объема продаж по видам продукции или территориям. Также следует установить нормативы деятельности по получению заказов и их обработке. Если затраты на товародвижение рассчитываются по типу потребителей, то распределять их надо на базе показателя, выражающего объем услуг, предоставленных каждому клиенту. Эта информация, кроме того, будет полезной при определении клиентов, заслуживающих ценовых льгот и скидок. Хотя большинство затрат на товародвижение распределяется по объему продаж, некоторые затраты зависят от иных факторов, например от веса. Определение затрат на сбыт может осуществляться на основе способов продвижения товара, таких как прямые продажи продавцам, торгующим в розницу и оптом, продажи по почтовым заказам.