История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Производственный учёт

Распределение затрат по видам продукции

При распределении затрат на товародвижение по видам продукции исходят из следующих принципов:

фактические затраты можно распределять на базе фактического показателя;

сметные затраты можно распределять на базе планового показателя.

Показатели сметных расходов применяются постольку, поскольку затраты на товародвижение обычно являются постоянными и существенно не отличаются от фактических затрат. В конце года возможные отклонения фактических затрат от плановых распределяются по видам продукции; затраты по обеспечению продаж (на рекламные образцы, например) могут распределяться по плановому показателю, но затраты на сопутствующие услуги распределяются по фактическим показателям. Скажем, если от торговых агентов требуют, чтобы они учитывали затраты времени по видам продукции, то и расходы на заработную плату и соответствующие выплаты необходимо распределять на той же базе. Рекомендация. Рассмотренные подходы обычно обеспечивают лучшее распределение затрат по видам продукции, чем общепринятый способ отнесения полных затрат на товародвижение на базе объема продаж в долларах или натуральных единицах. На схеме 6-4 указаны различные виды затрат на товародвижение и способы их распределения по видам продукции.

Схема 6-4

Затраты на товародвижение и базы распределения затрат по видам продукции

Затраты на товародвяжеяие Базы распределения

Складирование Обработанное количество единиц

или тоннаж продукции Затраты на сопутствующие Количество заказов или счетов-

продаже услуги фактур по каждому виду продукции

Затраты на прямую продажу Стоимость продаж по виду (оклады продавцов, продукции комиссионные, премии, а также торговые расходы и затраты на содержание филиалов)

Образцы Специальная иена на каждый образец у Общефирменные затраты Общая стоимость продажна рекламу

Расходы на рекламу Отнесение затрат непосредственно

отдельного продукта в газетах, на рекламируемый продукт журналах и по прямой почтовой рассылке

Расходы на отгрузку

Стоимость продаж по каждому и снабжение товару или относительная масса грузов в объеме продаж Расходы по доставке Объем продукции исходя из объема реализации

Расходы на содержание сбытового аппарата распределяются пропорционально уровню продаж в долларах (к примеру, менее 10000$, между 10000$ и 20000$, и т.д.). Эти затраты включают прием заказа, введение в учет, выставление счета и учет реализации. При оценке продукции конкретного вида в расчет принимаются такие факторы, как ее рентабельность, темпы роста производства, задействованный капитал и конкурентоспособность. Наличие точных данных о затратах помогает определить, надо ли пре1фащать производство неприбыльной продукции, или следует значительно увеличить продажную цену. Цель распределения накладных расходов структурного подразделения по видам продукции аналогична цели распределения затрат обслуживающих подразделений между производственными. На каждый продукт, производимый в данном подразделении, должна быть отнесена справедливая доля накладных расходов, понесенных этим подразделением. Возможно, что при распределении ресурсов потребуется исходить из соображений экономии, как, например, при распределении производственной мощности по видам производимой продукции. Это имеет особое значение при внедрении в производство нового вида продукции. Когда на производство конкретных продуктов приходится большая часть непрямых затрат, может оказаться целесообразным распределять затраты по видам продукции. Такой подход имеет смысл при установлении цен и принятии решений о возможности дальнейшего производства на условиях рентабельности. Внимание. Соблюдайте осторожность при отнесении затрат на конкретный продукт; неправильное распределение приводит к тому, что рентабельная продукция может показаться невыгодной для производства, и наоборот. Неграмотные решения о распределении затрат приводят к сохранению невыгодного производства и уничтожению выгодного или к пустой трате средств. На схеме 6-5 показано распределение затрат на маржинальной основе по видам продукции.

Схем* 6-5

Распределение на основе маржинальной прибыли по видам продукции

Вы сами можете определить, на чем компания делает деньги. Классы покупателей можно анализировать с точки зрения их местопребывания, типа торговой деятельности (т. е. оптовой или розничной), частоты поступления заявок, годового оборота, объема заказа, кредитоспособности. Примерная форма отчета о прибылях и убытках на основе классификации покупателей показана на схеме 6-6.

Распределение затрат по территориям

Поскольку каждая сбытовая территория обладает своими особенностями, затраты на товародвижение должны анализироваться и с этой точки зрения. Например, затраты на реализацию в таком густонаселенном регионе, как Калифорния, будут отличаться от затрат на реализацию, скажем, в Северной Дакоте. При распределении затрат по территориям исходят из следующих оснований: Зарплата и расходы торгового Затраченное время по каждой

агента территории Расходы на выставление счетов Количество выставленных счетов и делопроизводство или прямые расходы Реклама Территория, покрываемая рекламным каналом Транспортные расходы Прямые расходы или в зависимости от километража Кредитование и взыскание долгов Количество счетов клиентов на территории или объем продаж в долларах

Схема 6-6

Отчет о прибылях и убытках на основе классификации покупателей

На схеме 6-7 показано распределение затрат на маржинальной основе по территориям.

Заключительные тезисы

Затраты могут распределяться по структурным подразделениям, видам, продукции, подрядам, покупателям, территориям и многим другим обоснованным объектам затрат. При этом применяются различные методы, такие как метод приобретаемых выгод, метод равенства, метод причинно-следственной зависимости. Правильно произведенное распределение позволяет получить точные показатели, необходимые для калькуляции производственных затрат, назначения цены, контроля и принятия решений.

Для оценки уровня организации товародвижения требуется вести учет количества обращений старых и новых клиентов, приемок и поставок продукции, распространенных образцов.