Производственный учётУчетно-контрольные функции
Руководитель управленческого учетного аппарата или главный бухгалтерский работник организации называется главным бухгалтером-контролером (главным бухгалтером-ревизором, чаще в государственных учреждениях). Главный бухгалтер-контролер отвечает за работу бухгалтерии. Его полномочия носят в основном штабной характер в том смысле, что его аппарат консультирует и обслуживает остальные подразделения. Но одновременно
этим главный бухгалтер-контролер обладает административными полномочиями в отношении своих сотрудников ревизоров, бухгалтеров и калькуляторов (см. рис. 1-1. Организационная схема учетно-контрольных функций).
Главный бухгалтер-контролер занимается преимущественно внутренними вопросами, а именно: финансовым учетом, анализом затрат, налогами, составлением бюджета, вопросами контроля. Институт финансовых управляющих США как корпоративное объединение управляющих учетом и финансами определяет функции главного бухгалтера-контролера следующим образом: Планирование для контроля Внутренняя отчетность и интерпретация данных Оценка показателей и консультирование Учет налогообложения
Отчетность перед государственными органами
Экономическая оценка Аттестационная программа Общества по оценке и анализу затрат (SCEA). Общество по оценке и анализу затрат США осуществляет программу профессиональной аттестации с присуждением аттестованным соискателям квалификации дипломированного специалиста-аналитика по оценке затрат (ССЕА). Для получения этой квалификации соискатель должен иметь соответствующее образование и/или опыт практической работы в области анализа затрат и успешно сдать письменный экзамен, проводимый обществом. Проверка знаний проходит в течение 4 часов в два этапа, в ходе которых кандидаты получают возможность показать как свои знания в обшей теории, так и умение практически применять количественные методы оценки и анализа затрат. К объему знаний в области анализа затрат предъявляются следующие основные требования:
1. Основные навыки базовые знания
2. Общие понятия о стоимости и затратах
3. Теория стоимости
4. Данные и оценка показателей
5. Теория статистических расчетов и проверки
6. Приемы анализа
Содержание управленческого учета значительно расширилось и охватывает широкий спектр деловых дисциплин, таких как финансы, экономический анализ, динамика организационных изменений, количественные методы анализа. Сообразуясь с
подобным ходом развития Национальная федерация бухгалтеров США учредила Институт управленческого учета, который предлагает программу для получения сертификата по управленческому учету (СМА). Цели этой программы следующие:
1. Добиться признания управленческого учета в качестве вида профессиональной деятельности путем определения круга обязанностей специалиста управленческого учета и финансового менеджера, объема требуемых знаний и содержания курса обучения для приобретения таких знаний.
2. Поддерживать высокие стандарты образования в области управленческого учета.
3. Установить объективные критерии оценки индивидуальных знаний и компетенции в области управленческого учета.
4. Поощрять непрерывное повышение профессиональной квалификации специалистов по управленческому учету.
В соответствии с программой кандидаты на получение сертификата должны сдать ряд экзаменов, построенных по единому принципу и включающих большое число вопросов. Каждый экзамен содержит четыре блока вопросов: 1) экономика, финансы и управление, 2) финансовый учет и отчетность, 3) управленческая отчетность, анализ и вопросы динамики показателей и 4) анализ решений и информационные системы.
Заключительные тезисы
В данной главе были рассмотрены отправные вопросы управления стоимостью и анализа затрат, взаимосвязь анализа затрат и примыкающих к нему областей производственного, управленческого и финансового учета. Анализ затрат применяется для оценки и определения затрат в целях принятия решения или подготовки проекта. Зная, какие бывают затраты, как они изменяются и как влияют на уровень прибыльности, можно принимать меры по повышению эффективности и снижению затрат. Говоря в общем, анализ затрат применяется для целей составления бюджета, контроля, координации и принятия решений. В главе также уделено внимание функциональной роли специалистов по анализу затрат и главного бухгалтера-контролера. Вкратце были рассмотрены две аттестационные программы, подтверждающие квалификацию в области анализа затрат и управленческого учета.
Смешанные
(полупеременные или полупостоянные) затраты
Это затраты, величина которых изменяется с изменением в объеме производства, но в отличие от переменных затрат не в прямой пропорции. Другими словами, эти затраты содержат как постоянный, так и переменный компонент. Примерами является плата за аренду грузового транспорта, где твердая составляющая арендной платы суммируется с переменным тарифом в зависимости от пройденного расстояния, и плата за телефон, включающая фиксированную сумму, уплачиваемую ежемесячно, плюс начисления в зависимости от количества сделанных звонков.
|