История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Производственный учёт

Отчет о прибылях и убытках с выведением маржинальной прибыли

Традиционная (постатейная) форма отчета о прибылях и убытках, применяемая для целей внешней отчетности, построена по принципу функциональной классификации затрат, а именно: сопоставления производственных затрат и непроизводственных (или общефирменных) расходов. В альтернативной форме отчета о прибылях и убытках, называемой отчетом с выведением маржинальной прибыли, затраты объединяются не по функции, а по динамике. В ней отражаются отношения переменных и постоянных затрат независимо от характера функций, связанных с той или иной статьей затрат. Маржинальный подход к определению прибыли обеспечивает получение данных, необходимых для управленческого планирования и принятия решений. Например, маржинальный подход применяется при:

1: Равновесном анализе и анализе соотношения величина затрат-объем производства-прибыль.

2. Оценке эффективности работы структурного подразделения и его руководителя.

3. Принятии краткосрочных и нестандартных решений.

Вместе с тем форма отчета с выведением маржинальной прибыли неприменима для целей налогообложения и внешней отчетности, так как Постоянные накладные расходы не считаются в ней элементом производственной себестоимости. Такой отчет служит выражением понятия маржинальной прибыли, представляющей собой разность между выручкой от продаж и переменными затратами. В отличие от него в традиционной схеме заложено понятие валовой прибыли, выражающей разницу между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции. Оба понятия самостоятельны; они никак не связаны друг с другом. Валовая прибыль служит для покрытия непроизводственных затрат, в то время как маржинальная прибыль применяется для покрытия постоянных затрат. Понятие маржинальной прибыли имеет множество вариаций применения для целей внутрифирменного управления; эти вопросы будут рассмотрены в главе 15. Ниже дается сравнение традиционной схемы отчетности с маржинальной:

Заключительные тезисы

Нами были рассмотрены еще два метода разделения смешанных затрат на переменную и постоянную составляющие. Значительное внимание было уделено использованию простой и множественной регрессий.

Отчет о прибылях и убытках готовится бухгалтерами по управленческому учету на основе маржинальной схемы отчетности, в которой затраты объединяются по характеру динамики, а не по функциям производства, реализации и администрирования. Отчет о прибылях и убытках с выведением маржинальной прибыли широко используется в качестве инструмента внутреннего планирования и принятия решений. Анализ соотношения затратыобъем производстваприбыль и равновесный анализ -1

Основные положения

Диализ соотношения затратыобъем производстваприбыль (анализ безубыточности) вместе с данными о динамике затрат помогает)специалистам-аналитикам затрат и бухгалтерам по управленческому учету £ решении многих аналитических задач. Анализ безубыточности предназначен для изучения того, как прибыль и затраты меняются с изменением объема производства. Точнее говоря, его предметом является исследование влияния на прибыль изменений, происходящих в таких показателях, как переменные затраты, постоянные затраты, продажные цены, объем производства и структура продаж.1Иэучение взаимосвязи затрат, объема продаж и чистой прибыли расширяет возможности руководства,в принятии оптимальных решений в области планирования.(С помощью равновесного анализа, являю- . щегося составной частью анализа безубыточности, определяется точка равновесного объема продаж. Точка равновесия финансовый рубеж, на котором выручка от реализации в точности соответствует величине затрат) не отражается в общефирменной отчетности о доходах, однако считается у бухгалтеров чрезвычайно полезным для управленческого учета показателем.

Изучив материал этой главы, вы сможете: получить представление о различных понятиях, связанных с маржинальной прибылью;

определить объем продаж, необходимый для достижения точки равновесия или плановой прибыли;

строить графики определения точки равновесия и зависимости прибыли от объема производства;

проводить различные виды ситуационного анализа на основе маржинального подхода;

дать определение и объяснить содержание понятий показателя безопасности и точки наличного равновесия.

задачи анализа безубыточности

Анализ безубыточности отвечает на следующие вопросы:

а) Какой объем продаж обеспечит достижение безубыточности?

б) Какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли?

в) Какую прибыль можно ожидать при данном уровне продаж?

г) Какое влияние окажет на уровень прибыли изменение в продажной цене, переменных затратах, постоянных затратах и объеме производства?

д) Как изменение в структуре продаж влияет на уровень безубыточности, объем плановой прибыли и потенциал роста доходов? маржинальная прибыль (мп) Для тщательного проведения анализа безубыточности необходимо провести разделение затрат с выделением как переменных, так и постоянных затрат. Смешанные затраты следует разделить на переменные и постоянные составляющие. Для определения точга равновесия и анализа различных ас-пектов соотношения затратыобъем производстваприбыль необходимо усвоить^сяедующне основные понятия.

1. Маржинальная прибыль (МП). Маржинальная прибыль представляет собой превышение объема продаж (П) над величиной переменных затрат (ПрЗ) на производство товара или услуги. Это сумма денежных средств, необходимых для покрытия постоянных затрат (ПсЗ) и образования прибыли. В виде уравнения МП = П ПрЗ.

2. Удельная МП. Удельная МП есть превышение удельной продажной цены (ц) над величиной переменных затрат на единицу продукции (п). В виде уравнения удельная МП = ц - п.

3. Коэффициент МП. Коэффициент МП определяется как доля маржинальной прибыли от объема продаж, выраженная в процентах, то есть:

Обратите внимание на то, что коэффициент МП равен 1 минус относительный показатель переменных затрат. Например, если переменные затраты составляют 70% от цены, то коэффициент МП будет равен 30%. Различные показатели МП можно показать на примерах фирмы Портер Той Стор.

На основании этих данных МП, удельная МП и коэффициент МП определяются следующим образом:

равновесный анализ Точка равновесия показывает уровень дохода от реализации, равного сумме переменных и постоянных затрат для данного объема производства при данном коэффициенте использования ггроизводственных мощностей! " Ячестве примера можно взять равновесный показатель занятости (или заполняемости) гостиницы или равновесный коэффициент загруженности самолета. Как правило, чем ниже точка равновесия, тем выше прибыль и меньше операционный риск при прочих равных условиях. Кроме того, определение точки равновесия помогает бухгалтерам-аналитикам глубже вникать в вопросы планирования прибыли. Тггокд^инпи^ия вытасляетсю_гф_следующим формулам:

Используя данные из примера 1, где удельная МП = 25$ -10$ = 15$, а коэффициент МП = 60%, получим:

Точка равновесия в единицах продукции - (50001/15$ = 1000 единиц, Точка равновесия в долларах 15000$/и,б = 25OO0I, или по-другому: 1000 единиц продукции > 25$ = 25000$.