История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Производственный учёт

Анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли в условиях неопределенности

До сих пор при обсуждении анализа безубыточности делалось допущение, что все переменные величины, обусловливающие чистую прибыль или маржинальную прибыль, продажная цена, переменные затраты, объем продаж или постоянные затраты известны с достаточной определенностью. Но это нереальное допущение. Если хотя бы одна из этих переменных величин страдает неопределенностью, необходимо, чтобы бухгалтер по управленческому учету проанализировал возможный характер влияния подобной неопределенности. Такой дополнительный анализ требуется для оценки альтернативных вариантов развития и разработки планов на случай непредвиденных расходов. Когда приходится делать выбор между двумя видами продукции, прежде следует оценить ожидаемый уровень рентабельности и возможный риск. Но, если, к примеру, ожидаемая прибыль по обоим видам продукции одинакова, руководству, возможно, лучше выбрать вид продукции, менее подверженный риску (с меньшей вероятностью отклонения от ожидаемой прибыли). Одним из способов противодействия неопределенности является проведение ситуационного анализа, который был рассмотрен в предыдущих главах.

Статистический метод

Использование статистической (вероятностной) модели представляет собой другой подход к проблеме неопределенности. Давайте предположим, что в отношении объема продаж сущест-

вует неопределенность и что он в своей основе является нормально распределенным.

Примечание. Нормальное распределение это один из наиболее распространенных видов распределения вероятностей. Оно изображается в форме колокола и полностью описывается двумя статистическими величинами средним отклонением и среднеквадратичным отклонением. Определение этих терминов раскрывается в главе 19.

При условии нормальности используется типовой статистический метод, позволяющий определить суммарное воздействие неопределенности объема продаж на зависимую переменную, например величину чистой прибыли или маржинальной прибыли. Кроме того, он дает возможность получить ответы на следующие связанные с планированием вопросы:

1. Какова вероятность сохранения безубыточности?

2. Какова вероятность того, что предполагаемая величина прибыли получится не ниже определенного уровня?

3. Какова вероятность того, что если реализация предложения приведет к убыткам, то они составят предусмотренную величину?

Любая неопределенность относительно объема продаж влияет на величину полной маржинальной прибыли (МП) и чистой прибыли (П). Ожидаемая маржинальная прибыль, Ож(МП), представляет собой удельную МП, умноженную на ожидаемый объем продаж, Ож(х):

Из-за неопределенности объема продаж показатель ожидаемой маржинальной прибыли и величина чистой прибыли также являются неопределенными. Среднеквадратичное отклонение от ожидаемой маржинальной прибыли и ожидаемой чистой прибыли равно произведению удельной МП на среднеквадратичное отклонение от объема продаж. В виде уравнения

среднеквадратичное отклонение от ожидаемой прибыли, а ох среднеквадратичное отклонение от объема продаж. В компании Родео Корпорейшн постоянные затраты составляют 1500000$, а переменные 4,50$ на единицу продукции. Продажная цена стабильна 7,50$, однако годовой объем продаж является неопределенной с нормальным распределением величиной. При этом средний ожидаемый объем продаж равен 600000 единиц продукции, а среднеквадратичное отклонение равняется 309278 единицам. Руководство рассчитывает, что такое соотношение сохранится и впредь. Нормальное распределение прибыли показано на рис. 12-1.

Получив эти данные, конкретизируем ранее поставленные вопросы:

1. Какова вероятность сохранения безубыточности?

2. Какова вероятность получения прибыли, равной 500000$ или более?

3. Какова вероятность в случае убытков потерять именно 250000$?

Для каждого варианта необходимо определить среднеквадратичное отклонение случайной величины с нормальным распределением, более известное как показатель z, представляющий собой число среднеквадратичных отклонений от любой величины прибыли в сторону ожидаемой (средней) величины прибыли.

Для определения вероятности непревышения точки равновесия прежде всего вычисляем z:

По данным табл. 5 Приложения (Таблица нормального распределения) вероятность получения величины г, равной -0,32 и менее, составляет 0,3745 (1 - 0,6255 = 0,3745), что означает 37,45% вероятности потери компанией денег или 62,55% вероятности по меньшей мере не понести убытков.

Примечание. В нашем случае используются только заштрихованные области значений графика на рис. 12-2. В табл. 5 показана другая область значений графика кривой нормального распределения.

Для того чтобы определить вероятность получения прибыли не меньшей, чем 500000$, прежде всего найдем, какому числу среднеквадратичных отклонений от ожидаемой прибыли соответствует 500000$:

По табл. 5 определим, что вероятность получения менее 500000$ прибыли составляет всего лишь 0,5871; отсюда, вероятность превышения уровня прибыли в 500000$ равна 0,4129, или 41,29% (1 - 0,5871 = 0,4129).

Вероятность понести убытки на сумму 250000$ вновь находим через значение z:

Из табл. 5 Приложения следует, что имеется только 0,2776 (1 0,7224 = 0,2776) вероятности убытков 250000$ или более денежных средств. Итак:

I. Вероятность безубыточного ведения дела более 62,55%.

2. Вероятность получения, по меньшей мере, 500000$ прибыли -41,29%.

3. Вероятность убытков 250000$ или более приблизительно 27,76%.

Предупреждение. В рассмотренном примере мы взяли в качестве носителя неопределенности как случайной переменной величины объем продаж. Вполне возможным для проверки того, как неопределенность влияет на прибыль, является использование в качестве случайных переменных величин постоянных затрат, переменных затрат и продажной цены. Когда в отношении любого из перечисленных показателей допускается некоторая неопределенность, необходимо проведение анализа изложенным выше способом. Однако, если эти показатели становятся случайными переменными величинами одновременно, анализ значительно усложняется, поэтому для его проведения следует воспользоваться подробным материалом по статистике.