История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Производственный учёт

Как сохранить достигнутый уровень прибыли при сужении базы продаж

Маржинальный анализ позволяет определить, каким образом можно сохранить величину прибыли на уровне прошлого года, несмотря на снижение объема продаж. В 19X1 году объем продаж достиг 200000 единиц продукции, продажная цена составляла 25$, переменные затраты на единицу продукции равнялись 15$, а постоянные затраты составили 500000$. Отсюда находим величину маржинальной прибыли на единицу продукции:

В 19X2 году объем продаж ожидается в сумме 150000 единиц продукции. В результате этого постоянные затраты были сокращены на 80000$. К 4/1/19X2 году было реачизовано 40000 единиц продукции. Требуется определить маржинальную прибыль от реализации оставшейся продукции на 19X2 год.

Определяем чистую поибыль за 19X1 гол-

Поскольку вновь полученная величина удельной маржинальной прибыли от реализации оставшейся продушин составила 13,82$ при первоначальной величине удельной маржинальной прибыли в размере 10$, то необходимо увеличить маржинальную прибыль на единицу продукции на 3,82$. Это достигается путем увеличения продажной цены на 3,82$ при условии, что убытков от реализации в этом случае не ожидается, или путем снижения переменных затрат на 3,82$ на единицу затрат, или в виде сочетания обоих способов. Отметим, однако, что снижение переменных затрат сразу на 25,5% (3,82$/15$) во многих случаях не представляется возможным.

Заключительные тезисы

С помощью маржинального анализа вы сможете принимать на уровне своего подразделения серьезные решения. Стоит ли принимать заказ, если предлагаемая цена ниже нормального уровня? На производство каких видов продукции следует направить больше средств? Какой должна быть цена на производимый вами товар или услугу? Какой должна быть цена предложения по договору? Является ли предлагаемое соглашение предпочтительным? Каков показатель прироста вашей прибыли? Как лучше использовать производственные мощности и ресурсы вашего подразделения? В некоторых случаях ваш личный доход будет определяться той долей маржинальной прибыли, которую вы сумеете обеспечить для вашего подразделения. Поэтому знание порядка расчета маржинальной прибыли является необходимым. Как принимать решения о капитальных вложениях

Основные положения

Планирование капиталовложений представляет собой процесс принятия долгосрочных решений относительно возможных вариантов инвестирования средств. Существует множество инвестиционных решений, которые компании приходится принимать для обеспечения собственного роста. Инвестиционное планирование может осуществляться в целях выбора продукций производства, определения целесообразности сохранения или продажи сегмента хозяйственной деятельности, принятия решения об аренде или приобретении, выбора активов для инвестирования. Изучив материал этой главы, вы сможете: различать виды и особенности решений, принимаемых при планировании капиталовложений; применять пять способов принятия решений о капиталовложениях с соответствующими приемами начислений, интерпретаций и оценок; добиваться оптимального сочетания проектов в условиях ограниченной сметы капитальных затрат.

Какие существуют типы инвестиционных проектов

В принципе имеются два типа решений о долгосрочных инвестициях, которые обычно принимаются вашей компанией:

1. Решения на дополнительное приобретение, предусматривающие приобретение новых активов или расширение уже существующих. Такие решения включают в себя:

а) капитальные вложения в имущество, станки и оборудование, а также другие виды активов;

б) вовлечение ресурсов в оборот в форме разработки новой продукции, проведения исследований рынка, компьютеризации рабочих мест, рефинансирования долгосрочных пассивов и т.п.;

в) слияния и поглощения с целью приобретения другой компании и налаживания нового производства. Это изложено в главе 17.

2. Решения на обновление, предусматривающие замену имеющихся средств производства на новые средства. Например, замену станка устаревшей модели на высокотехнологичную модель.

Особенности инвестиционных проектов

Инвестиционные проекты обладают тремя основными особенностями:

1. Они, как правило, на первоначальном этапе связаны с боль-, шими затратами денежных средств, что может в долгосрочном плане сказаться на будущей прибыльности фирмы. Поэтому первоначальные денежные капитальные затраты должны быть обоснованы с точки зрения соотношения затратыпоступления.

2. В течение срока инвестиционного проекта следует ожидать периодического притока денежных средств (за счет, например, увеличения доходов, экономии на текущих расходах денежных средств и т. д.). При этом часто приходится учитывать временную ценность денег. Временная ценность денег означает, что в разные периоды деньги имеют разный эквивалент стоимости.3. При принятии решения по принципу согласиться или отказаться большую роль играет налог на доходы. В любом решении, связанном с планированием капиталовложений, необходимо учитывать налоговый фактор.

Как оценивать инвестиционную стоимость

Существует несколько способов оценки инвестиционных проектов:

1. По периоду окупаемости.

2. По учетной норме прибыли (УНП).

3. По чистой текущей ценности (ЧТЦ).

4. По внутренней норме рентабельности (ВНР).

5. По индексу рентабельности (или величине отношения затраты-поступления).

Методы оценки по ЧТЦ и ВНР носят название методов дисконтированного потока денежных средств (ДПД). Далее мы рассмотрим каждый из упомянутых методов в отдельности.

Период окупаемости Период окупаемости представляет собой отрезок времени, необходимый для возмещения первоначального объема инвестиций. Он определяется путем деления величины первоначальных капитальных затрат на приток денежных средств в результате прироста доходов или снижения затрат.

Тогда период окупаемости составит:

Правило принятия решений: принимая решение, выбирайте вариант с наименьшим сроком окупаемости проекта. Смысл этого в том, что чем меньше срок окупаемости, тем меньше риск и выше ликвидность.

Сравним два проекта, по которым поступление денежных средств после уплаты налогов происходит неравномерно. Предположим, стоимость каждого проекта составляет 1000$.

Когда приток денежных средств происходит неравномерно, период окупаемости следует рассчитывать методом подбора значений. Период окупаемости проекта А составляет (1000$ * 100$ + 200$ + 300$ + 400$) 4 года. Период окупаемости проекта Б составляет (1000$ = 500$ + 400$ + 100$):

Выбор должен быть сделан в пользу проекта Б, так как он имеет меньший срок окупаемости.

Преимущества метода определения периода окупаемости при оценке инвестиционного проекта заключаются в том, что он 1) прост в использовании и легок для понимания и 2) эффективно характеризует инвестиционный риск.

Учетная норма прибыли по этому проекту составит:

Достоинствами этого метода являются легкость его понимания, простота расчетов и учет фактора прибыльности. Недостатками невозможность учета показателя временной ценности денег и использование учетно-расчетных показателей вместо данных о потоках денежных средств. Чистая текущая ценность Чистая текущая ценность (ЧТЦ) представляет собой превышение текущей ценности (ТЦ) в стоимостном эквиваленте порожденных проектом будущих денежных средств над суммой первоначальных инвестиций (И):

Текущая ценность будущих Поступлений устанавливается путем использования так называемой стоимости капитала (или минимально потребной нормы прибыли) в качестве ставки дисконта. Когда поступление денежных средств происходит равномерно, текущая ценность составляет: где А годовой объем поступлений (аннуитет). Значение Т4 можно найти по табл. 4 Приложения. Правило принятия решений: если величина ЧТЦ имеет положительное значение; проект следует принять, если нет отклонить.

Текущая ценность будущих денежных средств составит:

Так, значение ЧТЦ положительное, инвестиционный проект следует принять.

Достоинствами метода оценки по ЧТЦ является то, что им безоговорочно учитывается временная ценность денег при одновременной простоте определения самой величины ЧТЦ как в случае образования аннуитета денежных средств, так и в случае их изменения от периода к периоду. Внутренняя норма рентабельности Внутренняя норма рентабельности (ВНР) определяется как ставка процента, при которой величина И равняется величине ТЦ будущих денежных средств. Другими словами, при ВНР Правило принятия решений: при выборе решения, если ВНР превышает стоимость капитала, проект следует принять; если нет отклонить.

что соответствует некоторому значению в интервале между 18% и 20% в строчке 10-летнего периода таблицы 4 Приложения. Интерполируя, получаем: ТЦ аннуитета с учетом коэффициента приведения в расчете на 1$ Т (i, 10 лет)

Отсюда,

Поскольку ВНР капиталовложений выше стоимости капитала (12%), то проект следует принять.

Преимущество метода, оценки по ВНР в том, что в нем учитывается временная ценность денег, поэтому он является более точным и реалистичным, чем метод оценки по УНП. К числу его недостатков относится то, что 1) этот метод требует значительного времени для проведения расчетов, особенно при неравномерности поступлений денежных средств и даже с учетом возможности автоматического определения значения ВНР, имеющейся у большинства моделей финансовых калькуляторов и персональных компьютеров, и то, что 2) с его помощью невозможно учитывать изменение объемов инвестиций по конкурирующим проектам. Индекс рентабельности Индекс рентабельности есть отношение всей ТЦ будущих денежных поступлений к величине первоначальных инвестиций, т.е. ТЦ/И. Этот показатель служит средством расположения проектов по рейтингу привлекательности в порядке убывания. Правило принятия решений: если индекс рентабельности больше 1, проект следует принять.

Так как проект обеспечивает 1,31$ на каждый вложенный доллар (т.е. индекс рентабельности больше 1), его следует принять. Преимущество оценки по индексу рентабельности в том, что с помощью этого показателя все варианты проектов приводятся к общему основанию независимо от размера капиталовложений.