История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Производственный учёт

Выбор цены передачи

Какова должна быть величина денежной стоимости при взаимных обменах? Существует множество способов установления цены при внутрифирменной передаче, в том числе на основе договорной рыночной стоимости, сметной себестоимости с учетом надбавки на прибыль, фактической себестоимости с учетом надбавки на прибыль, себестоимости, приростных затрат, двойного ценообразования. К сожалению, не бывает единой цены передачи, которая удовлетворяла бы всех и высшее руководство, и подразделение-продавца, и подразделение-покупателя, кто вовлечен в процесс передачи. На практике большинство компаний используют цену на базе договорной рыночной стоимости; в то же время многие предпочитают устанавливать цену по фактической себестоимости плюс надбавка на прибыль. Далее мы рассмотрим, как происходит образование цены каждым из этих способов, в каких случаях их уместно применять, их достоинства и недостатки.

Договорная рыночная стоимость

Оптимальной ценой передачи является величина договорной рыночной стоимости изделия в собранном виде или услуги, так как эта цена считается взаимоприемлемой и позволяет рассматривать каждый центр прибыли как самостоятельную хозяйственную единицу. Она равняется размеру вознаграждения за оказание аналогичных услуг или продажной цене за такое же изделие на внешнем рынке (применение котировальной цены за товар или услугу уместно только в том случае, если кредитные условия, сортность, качество, условия поставки и дополнительные условия совпадают по всем пунктам) за вычетом суммы внутренних доходов от экономии затрат вследствие внутреннего характера операций (т.е. за счет рекламы, комиссионных вознаграждений, транспортных расходов, расходов на ведение счетов покупателей, на предоставление и взимание кредита и расходов по сомнительным долгам). Даже если продающий центр не имеет собственной системы скидок, они могут быть уже заложены в цене передачи. Во многих случаях, когда в качестве покупателя выступает внешний потребитель, продающий центр делает скидку на объем закупаемой продукции, поэтому и в цене передачи можно предусмотреть такой же размер скидок. Рыночная стоимость оказываемых услуг может определяться по текущим расценкам за соответствующие виды работ (например, настройку аппаратуры) и/или исходя из нормативной повременной ставки оплаты труда (например, повременной ставки оплаты слесарю). Рыночные цены можно взять из предлагаемых на внешнем рынке каталогов или из опубликованных данных о состоявшихся рыночных сделках. (Внимание. Действующий на рынке поставщик может намеренно занижать первоначальную цену, имея в виду ее последующее увеличение.) Если два подразделения не могут договориться между собой о цене передачи, вопрос должен быть урегулирован решением вышестоящего органа. Не следует применять временно сниженных (по причине, например, избытка предложения данного продукта) или высоких (по причине, например, дефицита предложения в связи с забастовкой) цен передачи. Решение. Следует использовать среднюю долгосрочную рыночную цену.

Договорная рыночная цена лучше всего выполняет свою функцию тогда, когда на внешнем рынке существует спрос на промежуточный продукт, когда все стороны обладают доступом к рыночной информации и когда разрешается выходить на внешний рынок в случае невозможности достижения соглашения. Если хотя бы одно из этих условий будет отсутствовать, договорная цена Может не сработать и вызвать сбой функционирования.

Сметная себестоимость плюс надбавка на прибыль

Если цена на внешнем рынке не является достаточно определенной (например, на новый вид продукции, при отсутствии рынка альтернативных товаров или, когда цена не предназначена или слишком высока для использования в качестве цены внутрифирменной передачи), то следует применить цену на базе сметной себестоимости плюс надбавки на прибыль, так как такая цена является близкой к рыночной стоимости и позволяет выявить недостатки функционирования подразделений. Сметная себестоимость включает в себя производственные затраты и любые административные расходы, относимые на производство продукции, такие как расходы на производственный учет, производственное планирование, организацию производства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Прямые затраты на производственные материалы и оплату труда рабочих и переменные накладные расходы определяются на базе нормативной ставки на учетный период. Постоянные накладные расходы и административные издержки унифицируются по среднему объему производства. Использование среднего показателя объема производства предпочтительнее потому, что этим уравниваются возникающие с течением лет колебания внутрифирменных цен. При установлении надбавки на прибыль в расчет следует принимать не коэффициент прибыльности всех компаний в целом, а особенности, характерные для данного подразделения. Прибыль часто исчисляют как процент доходов от вложенного капитала, который представляет собой плановый показатель, предназначенный для использования при унификации постоянных затрат на базе сметного или среднего объема производства. Этот процент устанавливают исходя из принципов политики компании. Он может определяться как средний ожидаемый доход от деятельности производственного подразделения, отдела снабжения или компании в целом. Когда в качестве цены передачи служит сметная себестоимость плюс надбавка на прибыль, обычно применяется правило, по которому следует вносить поправки на изменения цен на сырье, материалы и размеры заработной платы. Если цена подразделения-продавца превышает сметную себестоимость плюс надбавку на прибыль, то сумма превышения на кредит его счета не зачисляется, чем стимулируется эффективность его контроля над своими расходами. Ибо если результаты деятельности подразделения-продавца выразятся в чрезмерных фактических затратах, то ему придется за свой счет побывать снижение прибыли на величину превышения его фактических затрат над сметными. Размер надбавки на прибыль должен быть настолько реалистичным, насколько это возможно, чтобы в нем отражался характер производственной деятельности подразделения и выпускаемой им продукции.

Фактическая себестоимость плюс надбавка на прибыль

Еще одним широко используемым методом ценообразования при внутрифирменной передаче является установление цены по фактической себестоимости плюс надбавке на прибыль. Этот метод имеет недостаток, приводящий к перерасходу средств. В самом деле, чем выше фактическая себестоимость, тем выше подразделение-продавец будет устанавливать продажную цену (так как это обещает более высокую прибыль), поэтому тем самым оно подталкивается к неэкономному расходованию средств.

Ценообразование на базе себестоимости

Некоторые компании используют фактические затраты в качестве цены внутрифирменной передачи из-за простоты такого подхода, однако проблема заключается в том, что при этом не показывается прибыль подразделения-продавца и перерасход средств может передаваться дальше. Кроме того, при ценообразовании на базе себестоимости подразделения рассматриваются как центры затрат, а не как центры прибыли или инвестирования. Поэтому такие критерии для оценки стоимости, как прибыль на капиталовложение или остаточная прибыль, использованы при этом быть не могут. Метод ценообразования при внутрифирменной передаче на базе переменных затрат имеет преимущество перед методом на основе полных затрат в том, что он изначально нацелен на обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов компании. Это объясняется тем фактом, что с самого начала постоянные затраты остаются неизменными. Любое использование средств без дополнительных постоянных расходов увеличивает прибыль компании в целом. Там, где менеджеры несут ответственность за расход средств в своих подразделениях, метод ценообразования на базе себестоимости применяется особенно часто. Цена передачи на основе себестоимости также уместна в тех случаях, когда обслуживание одного подразделения другим осуществляется на минимальном уровне. В компании может быть несколько подразделений, производящих идентичные или похожие товары или услуги. С точки зрения сокращения расходов может оказаться выгоднее сосредоточить производство такого товара или услуги в одном подразделении. Если все-таки сохраняется производство аналогичных товаров или услуг несколькими подразделениями, то использование в качестве базы для ценообразования себестоимости позволяет подразделению-покупателю выбирать из них тех, у кого наивысшее качество предоставляемых услуг. Таким образом обслуживающее подразделение приобретает стимул к эффективному труду. Компания может применить цену внутрифирменной передачи ниже себестоимости в интересах вновь созданного материнской компанией отделения. Такой подход обеспечивает новой фирме лучшие конкурентные позиции, давая ей возможность начать отличное от специализации головной компании производство и успешно вести конкуренцию с признанными лидерами отрасли.

Приростные затраты

Приростные затраты содержат в себе еще одну возможность формирования цены при внутрифирменной передаче. Приростные затраты представляют собой переменные расходы на изготовление и отгрузку товаров, а также любые затраты, прямо и однозначно прослеживаемые относительно продуктов производства. Эти затраты хорошо подходят в качестве оценочного показателя на уровне компании в целом, но малоэффективны для определения результативности функционирования подразделения. При ценообразовании на базе приростных затрат предполагается, что подразделение-продавец обладает достаточными производственными мощностями, чтобы удовлетворить потребности не только внутри компании, но и на рынке внешнего потребителя.

Двойное ценообразование

Одним из способов установления цены передачи является двойное ценообразование. Оно имеет место тогда, когда на дебет счета подразделения-покупателя относят переменные затраты (1$), а на кредит счета подразделения-продавца полные затраты (переменные и постоянные) и надбавку на прибыль (1,50$ плюс 60%). Метод двойного ценообразования создает эффект мотивации, поскольку результативность каждого из подразделений при внутрифирменной передаче возрастает. Однако прибыль компании в целом будет при этом меньше, чем сумма прибылей подразделений. Разницу между обеими ценами передачи относят на дебет счета корпорации.