История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Производственный учёт

Кривая роста производительности

Понятие кривой роста производительности основано на допущении, что трудозатраты времени уменьшаются в определенной зависимости от повторяемости трудовых операций. Точнее говоря, оно основано на статистических расчетах, свидетельствующих о том, что при удвоении интегрального объема производства интегральное среднее время, необходимое для производства одной единицы измерения продукции, уменьшается на некоторую постоянную, выраженную в процентах величину, колеблющуюся обычно в пределах от 10% до 20%. Общепринято выражать кривую роста производительности величиной, находящейся в состоянии дополнительности по отношению к фактическому показателю роста. Например, кривая роста производительности, равная 80%, означает уменьшение на 20% удельного времени производства при каждом удвоении количества повторяющихся операций. Скажем, известно, что некоторый проект имеет 80-процентную кривую роста производительности. Рабочему потребовалось 10 часов времени, чтобы изготовить первую единицу измерения продукции. В дальнейшем с каждым увеличением интегрального объема продукции в два раза время производства единицы измерения продукции для данного количества продукции должно равняться времени производства для предыдущего количества, умноженному на процент кривой роста. Отсюда:

В связи с этим примером возникает интересный вопрос: а как рассчитать продолжительность операций по значениям для третьей, пятой, шестой, седьмой и лоследуюших единиц измерения продукции, которые не подпадают под эту зависимость? К счастью, время для таких единиц измерения продукции можно быстро определить по табл. 19-1. Время для изготовления п-ной единицы измерения продукции находится путем умножения табличного значения на время производства первой единицы измерения продукции.

Компания Эн Би Ар Эф Контракторз Инк. ведет переговоры о подряде на производство 20 реактивных двигателей. Для сборки первого двигателя требуется 200 человеко-дней прямого труда. При условии, что кривая роста производительности равна 80%, определим ожидаемое количество человеко-дней для сборки 1) 20-го двигателя и 2) всех 20 двигателей. При п = 20 и показателе роста, равном 80%, найдем по таблице коэффициенты удельного времени - 0,381 и полного = 10,485. Отсюда:

1) ожидаемая продолжительность изготовления 20-го двигателя - 200 (0,381) = 76,2 человеко-дня;

2) ожидаемое полное время изготовления всех 20 двигателей - 200 (10,485) - 2097 человеко-дней.

Концепция кривой роста производительности находит применение во многих сферах:

1. В календарном планировании трудозатрат.

2. При разработке коэффициентов роста заработной платы.

3. При калькуляции цен на новые продукты.

4. При закупках по договорным ценам.

5. В финансовом планировании, материально-техническом снабжении, и планировании материальных запасов.

В следующем примере мы рассмотрим применение концепции кривой роста производительности труда при установлении цен по договору подряда. Фирма Биг Мак Электронике Продактс Инк. получила данные о том, что производство нового вида продукции выражается кривой роста производительности, равной 80%. Фирмой уже произведено 50 единиц измерения продукции при объеме трудозатрат на одну единицу измерения продукции в количестве 100 часов. Расходы составили:

Фирма только что заключила контракт на производство еще 50 единиц измерения продукции. Она намеревается установить 50-процентную надбавку на стоимость материалов и размер трудозатрат. Для определения цены по этому заказу сначала нужно построить таблицу кривой роста производительности.

По новому заказу в объеме 50 единиц измерения продукции потребуется затратить всего 60 часов. Контрактная цена составит:

Планирование товарно-материальных запасов

Одной из наиболее типичных проблем, с которой сталкиваются специалисты по управленческому учету, является планирование запасов. Да это и понятно, поскольку они составляют в среднем более 30% общего объема оборотных средств в промышленности США. Чрезмерный объем денежных средств, помещенных в запасы, сдерживает рост доходности. Целью планирования запасов является выработка такой модели поведения, которая бы обеспечивала оптимальное инвестирование средств в запасы товарно-материальных ценностей. Эта задача решается путем определения необходимого уровня запасов, позволяющего минимизировать расходы на их приобретение и содержание.

Расходы на приобретение и содержание запасов делятся на три категории:

1. Расходы на подготовку заказа, в которые входят все расходы, связанные с оформлением счетов на приобретение.

2. Расходы по содержанию запасов, которые включают в себя расходы на хранение товарно-материальных запасов, а также стоимость вложенных в запасы денежных средств.

3. Затраты вследствие нехватки (дефицита) запасов, к которым относятся издержки, возникающие в результате отсутствия каких-либо товарно-материальных ценностей. В эту категорию входят финансовые потери вследствие недополучения части маржинальной прибыли от реализации и утраты престижа фирмы (гудвилл) в глазах клиентов.

При планировании запасов применяется несколько моделей, призванных способствовать решению вопросов о том:

1. Сколько заказывать?

2. Когда заказывать?

В число этих моделей входят так называемые модели экономного размера заказа (ЭРЗ), точки возобновления заказа и определения резерва запасов.

Экономный размер заказа

Общее число заказов в год н П /ЭРЗ = 6400/400 16 заказов. Полные расходы на приобретение и содержание запасов = Расходы на содержание + Расходы на подготовку заказов - С * (ЭРЗ/2) + 3 (П/ЭРЗ) = (8,00$) (400/2) + (100$) (6400/400) - 1600$ + 1600$ = 3200$. Исходя из этих расчетов модель поведения компании Лос Аламитос Стор в отношении формирования запасов товарно-материальных ценностей следует выразить таким образом:

При размещении компанией заказа его размер должен быть равен 400 комплектам материалов из стали, при этом в год следует производить 16 таких заказов. Такая модель поведения представляется наиболее экономичной и обойдется компании в 3200$ за год.

Точка возобновления заказа

Модель точки возобновления заказа (ТВЗ), которая дает ответ на вопрос о том, когда лучше размещать новый заказ, требует знания продолжительности цикла заказа, представляющего собой временной интервал между размещением заказа и его получением. ТВЗ определяется по следующей формуле:

ТВЗ = Средний расход запасов в расчете на единицу продолжительности заказа Продолжительность цикла заказа + Размер резерва запасов.

Прежде всего средний ежедневный (или еженедельный) расход умножаем на цикл заказа, выраженный в днях (или неделях), и получаем расход в течение цикла заказа. Затем к полученной величине прибавляем резерв запасов, что дает нам необходимую для определения точки возобновления заказа поправку на величину изменения расхода в течение цикла заказа. Если обе величины, как среднего расхода, так и цикла заказа являются устойчивыми, необходимость в резерве запасов отпадает и он может быть исключен из формулы. Предположим, что продолжительность цикла заказа в предыдущем примере являлась величиной постоянной и равной одной неделе и что в году 50 рабочих недель. Точка возобновления заказа будет тогда равна 128 комплектам = (6400 комплектов/50 недель) х 1 неделю. То есть, когда уровень запасов снизится до 128 комплектов, необходимо размещать новый заказ. Допустим, однако, что расход материалов в компании происходит неравномерно, что требует сохранения резерва в количестве 150 дополнительных комплектов. В этом случае точка возобновления заказа будет равна 278 комплектам (128 комплектов плюс 150 комплектов). На рис. 19-5 показана схема планирования запасов при размере заказа в 400 комплектов и точке возобновления заказа, равной 128 комплектам.

Теоретические допущения и практическая реализация

При использовании модели ЭРЗ делаются некоторые теоретические допущения. Они сводятся к следующим положениям:

1. Спрос выражается фиксированным значением, которое не меняется в течение года.

2. Цикл заказа установлен с определенной точностью.

3. Скидки за количество не предполагаются.

4. Возникновение дефицита исключается.

Эти допущения могут показаться нереальными. Тем не менее данной моделью по-прежнему пользуются для планирования запасов во многих фирмах. Некоторые допущения вполне годятся или почти годятся для многих ситуаций, имеющих место в действительности. Так, например, субподрядчики, обязавшиеся снабжать головного подрядчика узлами и деталями на регулярной основе, оказываются в ситуации постоянного спроса. Даже в случае изменения спроса допущение равномерности расходования материалов не является нереальным. Скажем, спрос на автомобили колеблется в течение сезона понедельно, однако недельные колебания имеют тенденцию к взаимной компенсации, так что сезонный спрос можно считать величиной постоянной.