История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Расходы на рекламу

Нормируемые расходы на рекламу

Пункт 4 ст. 264 Налогового кодекса нормирует в целях налогообложения прибыли такие рекламные расходы, как расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не поименованные в абз . 2 - 4 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса. Такие расходы нормируются следующим образом: расходы на рекламу, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса.

Для целей нормирования расходов на рекламу применяется показатель выручки, включающий в себя выручку от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручку от реализации имущественных прав.

При расчете выручки необходимо учитывать следующие особенности:

1. В величину выручки не включается НДС, предъявленный покупателям товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также акцизы (см. Письмо Минфина России от 7 июня 2005 г. N 03-03-01-04/1/310).

2. В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В том числе при расчете норматива учитывается и выручка от реализации ценных бумаг (см. Письмо Минфина России от 13 января 2006 г. N 03-03-04/2/4).

3. У организаций-генподрядчиков в выручку для целей нормирования расходов на рекламу включается общая сумма выручки (включая стоимость субподрядных работ) (см. Письмо УМНС России от 3 октября 2003 г. N 26-12/55341).

4. У организаций, реализующих импортные товары, закупаем ые у и ностранных поставщиков, зачастую  возникает  ситуация,  когда  иностранный  поставщик  предоставляет  организации рекламную продукцию (образцы, буклеты, листовки и т.п.) для проведения различных рекламных акций. Рекламная продукция чаще всего предоставляется на безвозмездной основе. При этом российская организация - получатель продукции за свой счет уплачивает все необходимые таможенные пошлины и сборы. В таком случае стоимость полученной безвозмездно продукции является для организации доходом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль. В то же время суммы уплаченных таможенных пошлин и сборов могут быть учтены в составе расходов на рекламу, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Для этого организации  необходимо  иметь документы,  подтверждающие, что  полученная  рекламная продукция действительно была использована для проведения тех или иных рекламных акций (см. Письмо УМНС России по г. Москве от 6 февраля 2004 г. N 23-10/4/07499 со ссылкой на Письмо МНС России от 25 марта 2003 г. N 02-5-11/78-к804).

У банков в выручку для целей нормирования расходов на рекламу не включается доход по операциям с ценными бумагами при их перепродаже (в т.ч. погашении). Минфин России в Письме от 20 февраля 2007 г. N 03-03-06/2/30 разъясняет это следующим образом:

"В соответствии со ст. 329 НК РФ доходом по операциям с ценными бумагами признается выручка от продажи ценных бумаг в соответствии с условиями договора реализации. В зависимости от вида векселя (процентный или дисконтный) при перепродаже векселей (в т.ч. погашении векселей) доходом может являться либо выручка от реализации процентного векселя в виде разницы между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи (размещения) векселя, либо внереализационный доход в виде дисконта. Дисконт в соответствии со ст. 43 НК РФ в целях налогообложения приравнивается к проценту. Таким образом, при погашении дисконтных векселей доходы в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами и, следовательно, не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг).

При погашении процентных векселей доходом признается в целях налогообложения прибыли организаций выручка от реализации векселя, и, соответственно, сумма указанного дохода учитывается в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг)".

К нормируемым видам рекламы относятся:

1. Реклама в виде щитов на эскалаторах и в вестибюлях метро, в вагонах электропоездов (расположенная как внутри, так и снаружи транспортного средства). Данные расходы не поименованы в п. 4 ст. 264 Налогового кодекса среди ненормируемых расходов. Однако некоторые организации квалифицируют такой вид рекламы как наружную рекламу и расходы на нее списывают без ограничений. Такое мнение ошибочно, поскольку в соответствии с Законом о рекламе наружной реклама в метро не считается, следовательно, затраты на размещение информации в метро можно списывать в размере не более 1 процента выручки от реализации. Данной позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации (см. Письмо от 20 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/361). Реклама, размещенная на транспортных средствах, также не относится к наружной рекламе, следовательно, для целей налогообложения по налогу на прибыль расходы на нее признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (Письмо Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/334).

2. Расходы на рекламные листовки, майки с символикой. Несмотря на то, что ст. 264 Налогового кодекса к ненормируемым расходам относит затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, Минфин России затраты на изготовление листовок разрешает учитывать только в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (Письмо от 26 ноября 2004 г. N 03-04-11/211). Зато стоимость лифлетов и флайерсов уменьшает, по мнению Минфина (Письмо от 6 декабря 2006 г. N 03-03-04/2/254), налоговую базу по налогу на прибыль в полном объеме. Расходы же на изготовление маек с символикой, проведение рекламных акций по раздаче прохожим рекламных флайерсов следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы (см. Письмо Минфина России от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/83).

3. Расходы на дегустацию. По мнению Минфина, расходы на проведение дегустации можно учесть только в пределах 1 процента выручки от реализации, поскольку дегустация прямо не названа среди ненормируемых видов расходов в п. 4 ст. 264 Налогового кодекса. Однако есть противоположное мнение, которое состоит в том, что вопрос о нормировании затрат необходимо решать в зависимости от того, где дегустация проводилась. Если на выставке или ярмарке, то поскольку расходы на участие в мероприятии являются ненормируемыми, следовательно, и затраты на дегустацию можно списать полностью. В других случаях расходы можно списать лишь в пределах лимита. Придерживаясь такой позиции, скорее всего, предстоит разрешать спор с налоговыми органами в судебном порядке. Мнение налоговиков совпадает с позицией Минфина: к затратам на участие в выставках можно отнести лишь расходы на оплату вступительных взносов и разрешений (Письмо УМНС России по г. Москве от 15 декабря 2003 г. N 23-10/4/69784).

4. Реклама с помощью видеоролика. В зависимости от того, где будет происходить демонстрация видеоролика, расходы на его создание и демонстрацию будут признаны в налоговом учете в качестве нормируемых или нет. Если рекламный видеоролик демонстрируется в кинотеатрах перед началом сеансов, то расходы на создание ролика, а также расходы, связанные с его демонстрацией, относятся к прочим расходам на рекламу, которые принимаются в целях налогообложения прибыли в пределах норматива - 1 процент выручки от реализации (Письмо УМНС России по г. Москве от 23 марта 2004 г. N 26-12/19364).

5. Проведение пресс-конференции с целью рекламы продукции (работ, услуг). Для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с подготовкой и проведением пресс-конференции в рекламных целях, являются нормируемыми и учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (Письмо Минфина России от 3 октября 2006 г. N 03-03-04/1/678).

6. Плата за аренду места в торговых точках розничной торговли. Если оптовая организация за плату арендует пространство в торговых точках, принадлежащих розничной организации, на котором размещает принадлежащее ей рекламное оборудование с целью рекламы своей продукции и выкладки своего товара, продаваемого розничной организацией (например, косметика фирмы "LOREAL" размещается в магазинах на специальных стойках с символикой "LOREAL"), то плата за аренду и суммы амортизации по оборудованию могут быть учтены оптовой организацией при исчислении налога на прибыль как расходы на рекламу. Причем, по мнению налоговых органов, такие расходы должны нормироваться в процентах от полученной выручки (Письмо УМНС России по г. Москве от 16 сентября 2003 г. N 26-08/50782). Существует мнение, что оформление арендованного пространства в этом случае можно квалифицировать как расходы на оформление витрин, демонстрационных залов и т.п., которые в целях налогообложения не нормируются. Отметим, что такую позицию скорее придется отстаивать в суде. Если же оптовая организация передает рекламные конструкции розничным организациям на безвозмездной основе, то переданное оборудование исключается оптовой организацией из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ), т.е. амортизация по нему в целях налогообложения прибыли вообще не начисляется, а расходы, связанные с передачей оборудования в безвозмездное пользование стороннему лицу, не учитываются в целях налогообложения прибыли на основании п . 16 ст. 270 Налогового кодекса. Если розничная организация захочет оплатить аренду рекламной конструкции для лучшего продвижения продаваемого в розничной сети товара, то у оптовой организации возникает соответственно доход, а сумма амортизации по этому оборудованию, равно как и другие расходы, связанные с передачей, рассматриваются в качестве расходов, связанных с получением соответствующих доходов.

Необходимо учесть, что если организация имеет в составе учредителей резидентов ФРГ, то у них есть возможность учитывать в целях налогообложения прибыли всю сумму понесенных расходов на рекламу. Требование о нормировании отдельных видов рекламных расходов на такие организации не распространяется. Это связано с тем, что в п. 3 Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 г. установлено, что расходы на рекламу, понесенные российской компанией с немецким участием, для целей обложения налогом на прибыль подлежат включению в себестоимость продукции в полном объеме, при условии , что вычитаемые суммы не будут превышать суммы, которые бы согласовывались независимыми предприятиями при сопоставимых условиях. На этом основании Минфин России делает вывод о том, что расходы на рекламу, осуществленные российской организацией, 100 процентов уставного капитала которой принадлежит немецкой компании, для целей обложения налогом на прибыль принимаются к вычету без ограничения (Письмо от 15 июня 2003 г. N 04-03-08/32). Право организаций с немецким участием учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на рекламу в полном объеме подтверждают и арбитражные суды (см. Постановление ФАС Московского округа от 15 марта 2005 г. N КА-А40/1512-05). Этот вывод справедлив и для ситуации, когда немецкое участие не является стопроцентным.