История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Расходы на рекламу

Типичные ошибки, связанные с рекламными расходами

Раздача призов и сувениров контрагентам компании

Согласно п. 4 ст. 264 Налогового кодекса, признаются рекламными расходами затраты организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний. Как уже было неоднократно отмечено, одним из основных признаков рекламы является ее безадресность . В данном случае принцип безадресности нарушается, следовательно, расходы на сувениры партнерам компании не могут быть признаны рекламными. К сожалению, вряд ли удастся отнести такие расходы к представительским, поскольку, по мнению налоговиков, данные расходы не будут являться экономически оправданными, в связи с чем они не учитываются для целей налогообложения прибыли, так как не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса (Письмо УМНС России по г. Москве от 22 января 2004 г. N 26-08/4777).

Раздача призов и сувениров в рамках рекламной акции не оформляется документально

Одним из критериев признания в налоговом учете компании любых расходов является их документальное подтверждение. Зачастую организации ограничиваются заключением договора на изготовление сувенирной продукции и актом выполненных работ. Списание такой продукции на проведение рекламной акции документами не подтверждается, вследствие чего возникают неприятные ситуации при проверке налоговыми органами. Для того чтобы этого избежать, необходимо составлять соответствующие документы на списание. Причем, поскольку какая-либо форма документа на этот случай законодательно не предусмотрена, организация может разработать ее самостоятельно, закрепив ее в своей учетной политике. Такой формой документа может служить отчет рекламного менеджера о проведении рекламной акции или акт на списание рекламной продукции и т.д. Необходимо помнить, что в самостоятельно разработанных формах должны присутствовать все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а именно:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д ) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Непризнание рекламных расходов в целях налога на прибыль при отсутствии роста выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг

Данная ошибка возникает из-за желания избежать споров с налоговыми органами, которые напрямую связывают расходы на рекламу с доходом от продаж. По их мнению, эта зависимость должна соблюдаться в деятельности компании, и если при проведении рекламной кампании не произошло роста выручки от реализации продукции, то затраты на рекламу не являются экономически обоснованными и не должны признаваться для целей исчисления налога на прибыль. Однако согласно гл. 25 Налогового кодекса, основным условием признания затрат является направленность их на получение дохода, а не возникновение дохода от конкретных расходов.

Существует Письмо МНС России от 27 сентября 2004 г. N 02-5-11/162@, которым можно воспользоваться для подтверждения своей правоты в этом вопросе, где говорится, что возникновение доходов в результате осуществления каких-либо расходов не является условием для признания таких расходов в налоговом учете.

Отсутствие раздельного учета нормируемых и ненормируемых рекламных расходов

Как известно, в целях налогообложения прибыли рекламные расходы делятся на нормируемые и ненормируемые в соответствии с п. 4 ст. 264 Налогового кодекса. Подробно об этом говорится в разд. 1 и 2 настоящей главы. Для недопущения превышения предельного размера, установленного Налоговым кодексом (1% от выручки), необходимо вести раздельный учет рекламных расходов. Такой учет необходим также еще по одной причине. Нормируемые рекламные расходы могут превысить предельный размер в I квартале отчетного года, когда выручки предприятия недостаточно. Однако по итогам полугодия, 9 месяцев или отчетного года, когда выручка формируется накопительно , нормируемые рекламные расходы могут оказаться в пределах нормы, и организация сможет учесть всю сумму в целях налогообложения. Для этого нужно производить расчеты предельного размера ежеквартально и сопоставлять с уже учтенной суммой рекламных расходов ранее. Если этого не делать и ограничиться тем, что не учесть сверхнормативную сумму рекламных расходов в отчетном периоде согласно п. 44 ст. 270 Налогового кодекса, то, возможно, тем самым организация необоснованно переплатит в бюджет налог на прибыль, что, несомненно, обидно.

Пример. Организация в январе 2007 г. заключила договор с почтовой службой на услуги по безадресной рассылке каталогов с рекламой своих товаров на сумму 50 000 руб., НДС не облагается. Почтовая служба исполнила обязательства по данному договору в марте 2007 г. и представила акт на оказанные услуги на сумму 50 000 руб., НДС не облагается. Выручка организации без НДС за I квартал 2007 г. составила 1 000 000 руб.

Поскольку почтовые услуги по рассылке рекламных каталогов являются нормируемыми, то сумма рекламных расходов за I квартал 2007 г., которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, составит 10 000 руб. (1 000 000 руб. x 1%). Следовательно, оставшиеся 40 000 руб. (50 000 -10 000) учесть в расходах в налоговом учете нельзя.

Однако выручка без НДС за II квартал 2007 г. составила 5 000 000 руб. Предположим, что других рекламных расходов организация не несла, следовательно, в целях налогообложения прибыли можно учесть дополнительно еще 50 000 руб. (5 000 000 руб. x 1%) во II квартале 2007 г. Поэтому организация может включить в рекламные расходы за полугодие 2007 г. по декларации по налогу на прибыль всю сумму по безадресной рассылке каталогов, израсходованную в марте 2007 г. по договору с почтовой службой.

Расходы по размещению информации об услугах и контактных телефонах на транспортном средстве организация не относит к рекламным расходам

Такого вида информация об услугах и контактных телефонах фирмы будет считаться рекламой на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", так как она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 1 ст. 20 указанного Федерального закона, размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

Безвозмездная передача образцов готовой продукции потенциальным покупателям

В этом случае также нарушается принцип безадресности . Основной критерий рекламы - это распространение информации для неопределенного круга лиц. Налоговые органы неоднократно об этом напоминают. Так, в Письме УМНС России по г. Москве от 22 марта 2004 г. N 26-12/18582 указывается на то, что неправомерно относить стоимость безвозмездно переданных командированными работниками производителя конкретным, заранее определенным в командировочном удостоверении или служебном задании, образцов продукции к рекламным расходам.

Публикация рекламных статей в периодических изданиях без пометки "Реклама"

Согласно ст. 16 Закона "О рекламе", размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "Реклама" или пометкой "На правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более 40 процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации. Таким образом, если организация заключила договор на размещение статьи с целью рекламы своих товаров или услуг, но те кст ст атьи не содержит указанную пометку, то налоговые органы вправе признать такие расходы не рекламными, соответственно, нельзя будет их учесть в целях налогообложения прибыли как рекламные расходы. Вряд ли удастся учесть такие расходы в качестве каких-либо других.

Дегустация выпускаемой продукции среди определенного круга лиц

Если организация несет расходы на проведение дегустации среди потенциальных заказчиков (покупателей), то есть проводит дегустацию в другой организации, которая является потребителем данной продукции, то такие расходы рекламными не являются и в целях налогообложения прибыли не учитываются (см. Письмо Минфина России от 16 августа 2005 г. N 03-04-11/205). Если же дегустация проводится в публичных местах (театрах, кинотеатрах, выставках), соответствующие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль.