История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Расходы на рекламу

"Входной" НДС по нормируемым расходам

В предыдущем разделе мы выяснили, что поскольку бесплатная раздача рекламной или сувенирной продукции признается объектом обложения НДС, то имеем полное право предъявить к вычету всю сумму "входного" НДС, относящуюся к розданной продукции.

Однако не по всем рекламным расходам можно предъявлять сумму "входного" НДС. В предыдущих разделах гл. II были рассмотрены нормируемые и ненормируемые расходы. Если превышен норматив по нормируемым расходам, то НДС по сверхнормативным расходам предъявить к вычету нельзя. На практике довольно часто возникает следующая ситуация. В I квартале 2007 г. был превышен норматив в 1 процент от выручки без НДС, а в целом за 2007 г. норматив превышен не был, поскольку выручка рассчитывается нарастающим итогом с начала года, и вся сумма нормируемых рекламных расходов уложилась в норматив.

Что происходит с "входным" НДС? В соответствии со ст. 171 Налогового кодекса налог можно принять к вычету, если выполнены следующие условия: товары оприходованы, приобретены для облагаемых НДС операций, имеется счет-фактура от поставщика. Кроме того, п. 7 данной статьи указывает на то, что если расходы для исчисления налога на прибыль учитываются в пределах норм, то НДС по этим затратам также подлежит вычету в размере, соответствующем нормам. Так как НДС организация должна предъявить к вычету в том отчетном периоде, в котором были произведены расходы на рекламу, то суммы НДС, относящиеся к остатку, который оказался сверхнормативным и был совершенно правильно учтен в целях налогообложения прибыли в следующих отчетных периодах, принять к вычету ни в каких других периодах нельзя. Об этом говорится в Письме Минфина России от 11 ноября 2004 г. N 03-04-11/201.

Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере.

Пример. Организация в январе 2007 г. заключила договор с почтовой службой на услуги по безадресной рассылке каталогов с рекламой своих товаров на сумму 59 000 руб., в том числе НДС 18% - 9000 руб. Почтовая служба исполнила обязательства по данному договору в марте 2007 г. и представила акт на оказанные услуги и счет-фактуру на сумму 59 000 руб., в том числе НДС 18% -9000 руб. Организация уплачивает НДС ежемесячно. Выручка организации без НДС за I квартал 2007 г. составила 1 000 000 руб.

Поскольку почтовые услуги по рассылке рекламных каталогов являются нормируемыми, то сумма рекламных расходов за I квартал 2007 г., которые можно учесть в целях налогообложения прибыли, составит 10 000 руб. (1 000 000 руб. x 1%). НДС с этой суммы равен 1800 руб. (10 000 руб. x 18%). Эту сумму можно предъявить к вычету в марте 2007 г. Оставшуюся сумму НДС в размере 7200 руб. (9000 - 1800) предъявить к вычету нельзя.

В таком случае можно предложить организации проводить рассылку в марте и апреле текущего года, тогда норматив по рекламным расходам и, соответственно, НДС, предъявляемый к вычету, увеличатся за счет сложения выручки за I и II кварталы 2007 г.

Например, почтовая служба представила акты оказанных услуг и счета-фактуры за март 2007 г. на 10 620 руб., в том числе НДС 18% - 1620 руб. и за апрель 2007 г. на 48 380 руб., в том числе НДС 18% - 7380 руб. Выручка без НДС за II квартал 2007 г. составила 2 000 000 руб.

Предельная сумма рекламных расходов за I квартал 2007 г. составит по-прежнему 10 000 руб., поэтому всю сумму рекламных расходов за март 2007 г. - 9000 руб. (10 620 - 1620) - можно учесть в целях налогообложения прибыли. Соответственно, НДС можно предъявить к вычету в полной сумме - 1620 руб. Предельная сумма рекламных расходов за апрель 2007 г. составит 20 000 руб. (2 000 000 руб. x 1%), поэтому в целях налогообложения прибыли можно учесть рекламные расходы на 20 000 руб. и, соответственно, предъявить НДС к вычету в размере 3600 руб. Потери по НДС составят 3780 руб. (9000 - 1620 - 3600), а не 7200 руб., как в предыдущем случае.