История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



http://ajevents.org/
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Расходы на рекламу

Проблемные ситуации с рекламными расходами. Проведение шоу - мероприятий

Шоу-мероприятия становятся в настоящее время неотъемлемой частью различных городских праздников - дней города, дней открытых дверей и т.д. Крупные компании, стремящиеся завоевать рынок потребителей, прибегают к помощи известных артистов и музыкантов, которые, выступая для удовольствия зрителей, служат в то же время мощным рекламным инструментом для компании. Компания становится хорошо узнаваемой, ее услугами или товарами начинают интересоваться, что в конечном итоге приводит к росту объемов продаж. Однако для того, чтобы организовать хорошее рекламное шоу, необходимо учесть множество нюансов.

Самый желательный вариант, если компания заключит договор с фирмой, специализирующейся на организации таких праздников. В этом случае возможно заключение как договора на возмездное оказание услуг, так и агентского договора.

Если заключается договор на возмездное оказание услуг, в котором предусматриваются сроки проведения шоу-мероприятия, программа, приглашение определенных артистов или творческих коллективов, смета на проведение мероприятия, то ведение бухгалтерского учета и учет произведенных расходов в целях налогообложения прибыли не вызывают затруднений.

В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий в бухгалтерском учете относятся к прочим расходам. В соответствии с Планом счетов такие затраты учитываются по дебету счета 91. В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 они признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- они  производятся  в соответствии  с договором, требованием  законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Согласно п. 5 ПБУ 10/99, такие затраты признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.

Необходимо отметить, что финансирование шоу-мероприятия осуществляется, как правило, авансовым платежом до момента проведения мероприятия. В таком случае полученные денежные средства признаются предварительной оплатой и первоначально подлежат отражению по дебету счета 60 на субсчете "Авансы выданные" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. После того как стороны выполнят свои обязательства и подпишут акт приемки-передачи рекламных услуг, затраты компании на шоу-мероприятие следует отразить по кредиту счета 60 в корреспонденции с дебетом счета расходов.

Произведенные расходы на проведение шоу-мероприятия организации могут учесть в целях налогообложения прибыли, если такие расходы отвечают требованиям ст. 252 Налогового кодекса, то есть экономически обоснованны, направлены на получение дохода и документально подтверждены. Данные расходы учитываются в составе рекламных на основании п. 4 ст. 264 Налогового кодекса. Причем поскольку данный вид рекламных расходов не поименован в абз . 2 - 4 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса, то их следует признавать в целях налогообложения прибыли в размере 1 процента от выручки за налоговый период.

Если заключается агентский договор, предусматривающий исполнение рекламным агентством поручения компании о проведении шоу-мероприятия за вознаграждение.

Согласно ст. 1005 Гражданского кодекса, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Одним из условий исполнения агентского договора является представление агентом отчетов принципалу в порядке и в сроки, предусмотренные договором в соответствии с положениями ст. 1008 Гражданского кодекса. К отчету агента прикладываются необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала, хотя ст. 1008 Гражданского кодекса не исключается возможность, если стороны в договоре предусмотрели иное, не представлять подтверждающие документы, а только перечень произведенных расходов. Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым принципалом. Статья 1006 Гражданского кодекса обязывает принципала уплачивать агенту вознаграждение даже при отсутствии в договоре указаний на это. Таким образом, агентский договор может быть только возмездным.

Таким образом, следуя вышесказанному, рекламное агентство может заключать договоры с артистами или творческими коллективами как от своего имени, так и от имени компании в зависимости от условий договора. После проведения мероприятия рекламное агентство обязано представить отчет, в котором указываются произведенные расходы с приложением подтверждающих документов. Именно при таком варианте заключения договора для компании могут возникнуть подводные камни. Как правило, такие мероприятия проводятся нечасто, поэтому опыта в надлежащем оформлении документов у компании может и не быть. Агент представит отчет и документы, которые, возможно, не удовлетворят налоговых инспекторов при проверке. На практике автор встречалась с ситуацией, когда в качестве подтверждающих документов агент представлял железнодорожные билеты и счета из ресторанов, которые предъявляли приглашенные артисты в целях компенсации своих расходов по пребыванию в городе без заключения с ними каких-либо договоров. Вполне понятно, что такие расходы ни один налоговый инспектор не воспринял бы всерьез и компании пришлось бы исключить их из расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. А поскольку такие расходы обычно достаточно значительны, организация должна будет уплатить немалый налог на прибыль.

Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо четко прописать в договоре - какие подтверждающие документы агент должен представить вместе с отчетом по каждой позиции сметы шоу-мероприятия.

Рассмотрим возможные расходы по проведению шоу-мероприятия и перечень необходимых документов.

Расходы на приглашение артистов, музыкантов и творческих коллективов.

Для участия артиста или творческого коллектива в шоу-мероприятии необходимо заключить с ними договор. Договор может быть трудовой, гражданско-правовой, авторский либо договор на возмездное оказание услуг со сторонними организациями, представляющими интересы артиста или танцевальных и музыкальных коллективов. Такое разнообразие вариантов объясняется не только нормами трудового и гражданского права, но и спецификой творчества лиц, создающих культурные ценности, независимо от того, связаны ли они трудовыми соглашениями, а также являются ли членами ассоциации творческих работников. Поскольку работа с людьми творческих профессий - занятие непростое, то заключение договора становится обязательным условием при организации шоу-мероприятия. Артист может закапризничать, забыть о договоренностях, опоздать и т.д. В настоящее время каждый уважающий себя артист имеет своего директора. Поэтому разумнее всего обсуждать какие-либо детали выступления и составлять договор именно с таким лицом. Еще одним вариантом является обращение в специализированное агентство. Во-первых, агентство выступает гарантом и несет полную материальную ответственность. Во-вторых, артист или его директор сто раз подумает, прежде чем идти на конфликт с агентством. Рынок довольно узкий, и, если артист обманет агентство, информация тут же попадет в другие агентства и многократное сокращение заказов ему обеспечено, что, разумеется, не в его интересах.

Кроме того, нужно учитывать, что кроме гонорара артисту необходимо обеспечить технические и бытовые условия для выступления, так называемый райдер . Все условия райдера должны быть зафиксированы в письменном виде в соответствующем договоре. Иначе на претензии звезды вам нечего будет ответить - только доплатить определенную сумму, чтобы не сорвать мероприятие.

С творческими работниками может быть заключен трудовой договор. Согласно ст. 59 Трудового кодекса, в данной ситуации допускается по соглашению сторон заключать срочный трудовой договор. Для творческих работников трудовым, коллективным договорами либо локальным нормативным актом могут определяться:

- продолжительность ежедневной работы (ст. 94 ТК РФ);

- график работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ);

- привлечение к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113 ТК РФ), а также порядок оплаты труда в эти дни (ст. 153 ТК РФ);

- правила оплаты времени, в течение которого работники не участвуют в создании или исполнении произведений. Заметим, данный период простоем не считается (ст. 157 ТК РФ).

Согласно ст. 268 Трудового кодекса, творческие работники в возрасте до 18 лет могут быть направлены в командировку, привлечены к сверхурочной работе, в отличие от остальных категорий работников.

При применении трудового законодательства в отношении таких работников следует учитывать особенности, предусмотренные ст. 351 Трудового кодекса. В соответствии с ней оплата труда творческих работников устанавливается не только трудовым законодательством, но и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. В настоящий момент отраслевых правовых актов, регулирующих труд артистов и музыкальных коллективов, практически нет. Например, в Основах законодательства РФ о культуре прописаны только общие нормы, устанавливающие трудовые гарантии творческих работников. В отсутствие других отраслевых нормативных актов при заключении трудового договора с творческим работником организации остается руководствоваться Трудовым кодексом и отдельными его статьями.

Таким образом, если организация решила оформить трудовой договор с творческим работником, то в нем в обязательном порядке нужно указать срок его действия, условия оплаты труда, режим рабочего времени и ряд других условий, перечисленных в ст. 57 Трудового кодекса.

Гражданско-правовой договор с творческим работником, согласно ст. 779 Гражданского кодекса, может быть заключен на возмездное оказание услуг. Таким договором исполнителю музыкальных и иных произведений предоставлено меньше прав, но в то же время он для него менее обременителен. Исполнитель оказывает услуги, а заказчик их оплачивает. Обе стороны вправе в любой момент расторгнуть договор. Если это инициатива заказчика, то он не освобождается от оплаты фактически понесенных исполнителем расходов. Последний также может расторгнуть договор, выплатив полное возмещение причиненных заказчику убытков.

Расходы на использование музыкальных произведений.

При заключении договора любого вида с творческим работником следует учесть, что музыкальные, сценарн ые и ау диовизуальные произведения являются объектами авторских прав.

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием музыкальных произведений, фонограмм, исполнений и постановок, урегулированы частью четвертой Гражданского кодекса. Незаконное использование произведений или объектов авторских прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Статьей 12 Гражданского кодекса предусмотрены гражданско-правовые способы защиты авторского права:

- признание права;

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- признание сделки оспоримой и ее последствий недействительными ;

- признание  недействительным акта государственного органа  или  органа  местного самоуправления;

- самозащита права;

- возмещение убытков;

- взыскание неустойки;

- компенсация морального вреда;

- прекращение или изменение правоотношения;

- иные способы, предусмотренные законом.

Кроме того, в соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса автор может защищать свои права в судебном порядке. Поэтому при планировании шоу-программы следует определить, кто является автором, а кто - исполнителем. Автором является создатель музыкального, сценического или другого произведения, а исполнитель - актер, певец, музыкант или танцор, который представляет на сцене эти произведения. При этом не исключено, что певец или музыкант может быть в одном лице и автором, и исполнителем. Однако в большинстве случаев авторы текстов, музыки и сценариев ограничиваются созданием произведений, доверяя их исполнение профессионалам - артистам, певцам, танцорам. При этом исполнять произведения могут и любители. В таких случаях для того, чтобы на законных основаниях исполнять музыкальные произведения не собственного сочинения, нужно обладать договоренностью с автором.

В гл. 70 Гражданского кодекса поименован ряд ситуаций, когда допускается использование произведения без согласия автора, например при использовании музыкальных произведений в личных целях, в информационных, культурных целях и др. Исполнение аудиовизуальных произведений в шоу-программах не входит в число этих исключений. Поэтому на их использование необходимо разрешение авторов музыки и текстов, режиссеров, сценаристов. Им принадлежат личные неимущественные и имущественные права на созданное произведение.

Неимущественные права включают:

- признание автором произведения (авторство);

- использование или разрешение на это под именем автора либо анонимно;

- обнародование произведения в любой форме;

- защита произведения от искажения, способного нанести ущерб репутации автора. Личные неимущественные права автора не передаются и принадлежат ему независимо от передачи имущественных прав на использование произведения.

Имущественные права подразделяются на исключительные и неисключительные. Авторский договор может быть заключен на передачу любого вида этих прав.

Исключительные права предполагают использование произведения в любой форме и любым способом. В частности, автор может сам осуществлять или разрешить воспроизведение, исполнение, переделывание, аранжировку и другие способы переработки произведения.

При заключении авторского договора на передачу таких исключительных прав они передаются приобретателю. В противном случае, если все права автор сохраняет за собой, а также возможность передачи их третьим лицам, заключается договор на передачу неисключительных прав. Если в договоре это отдельно не указано, то передаваемые права по авторскому договору считаются неисключительными.

Передача исключительных прав на аудиовизуальные произведения не практикуется, для авторов более выгодно передать неисключительные права. При этом автор может заключить авторский договор не только с исполнителями своих произведений, но и с организацией, управляющей его имущественными правами на коллективной основе и защищающей его интересы. Последний вариант в целях обеспечения имущественных прав авторов наиболее предпочтителен, отстаивать авторские права в индивидуальном порядке довольно затруднительно. Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. N 1607 реализация и защита авторских прав поручены Российскому авторскому обществу (РАО).

Автор произведения может передать по письменному договору осуществление своих имущественных прав такой организации, а организация, в свою очередь, обязана принять на себя управление этими правами на коллективной основе, если это относится к ее уставной деятельности. На основании полученных от авторов полномочий, организация предоставляет лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов авторских прав. Условия этих лицензий одинаковы для всех пользователей одной категории. Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех авторских произведений и предоставляются от имени всех обладателей авторских прав. Отказать в выдаче лицензии пользователям авторских произведений без достаточных на то оснований РАО не вправе.

От имени представляемых РАО обладателей и на основании полученных от них полномочий данная организация:

- согласовывает с пользователями размер вознаграждения и другие условия, на которых выдаются лицензии;

- собирает предусмотренное лицензиями вознаграждение;

- распределяет и выплачивает вознаграждение представляемым ею обладателям авторских и смежных прав;

- совершает любые юридические действия, необходимые для защиты авторских прав;

- осуществляет иную деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав.

Для защиты авторских прав РАО вправе обратиться в суд. В качестве примера можно привести Постановление ФАС ВВО от 10 октября 2006 г. N А38-643-8/101-2006. В нем судьи указали на то, что у РАО как авторско-правовой организации, которой передано управление имущественными правами, достаточно оснований для получения авторского вознаграждения от компании, использующей музыкальные и иные авторские произведения.

Письменные договоры на коллективное управление имущественными правами не являются авторскими. Ими следует считать лицензионные соглашения, заключаемые организацией, управляющей имущественными правами от имени авторов, с пользователями произведений. Такую точку зрения высказало финансовое ведомство в Письме от 23 октября 2006 г. N 03-05-02-04/164.

Таким образом, для использования понравившегося произведения в шоу-программе организация может заключить в качестве авторского договора лицензионное соглашение с РАО. Если у вас заключен договор со сторонней организацией на проведение шоу-мероприятия, нужно проследить, чтобы такие расходы фигурировали в смете. Тогда можно на законных основаниях воспроизводить музыкальные произведения в коммерческих интересах или доверить их исполнение музыкантам, которые работают на условиях трудового или гражданско-правового договора (возмездного оказания услуг).

Заметим: если точно неизвестно, кто обладает правами на использование произведения, эту информацию можно получить через РАО. После переговоров с этим лицом напрямую или через РАО также происходит подписание авторского договора.

Если автор музыкальных произведений не передал РАО управление своими имущественными правами, то с автором может быть заключен авторский договор. Авторский договор заключается с создателем произведения, в нем предусматриваются:

- способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

- срок, на который передается право, и место использования;

- размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за использование произведения;

- порядок и сроки выплаты авторского вознаграждения, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Из всех перечисленных условий следует обратить внимание на выплату вознаграждения автору по заключенному договору, размер которого определяется несколькими способами - как процент от полученного дохода за использование произведения и как фиксированная в договоре сумма. Для авторов музыкальных произведений, передающих на них неисключительные права, представляется наиболее приемлемым второй способ, так как для организации, инициирующей праздник, невозможно посчитать доходы от использования музыкальных произведений. Однако если стороны авторского договора не пришли к согласию в отношении фиксированной суммы или процента от получаемого дохода, то они могут определить размер авторского вознаграждения в ином установленном сторонами порядке.

Нелишним будет напомнить об ответственности за неисполнение авторского договора. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства, должна возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Заметим: по авторскому договору передаются только права, в то время как само исполнение произведения оплачивается отдельно по заключенному с автором трудовому или гражданско-правовому договору.

Таким образом, можно сказать, что выплачивается два вида вознаграждения: автору или управляющей его имущественными правами организации по лицензионному договору и артисту как исполнителю произведения. В нем исполнитель произведений рассматривается как субъект смежных прав, то есть он может не только сам исполнять произведения, но и записывать свое исполнение для дальнейшего воспроизведения. В чем заключаются смежные права исполнителя музыкальных и иных произведений?

Исполнителю, согласно ст. 1315 Гражданского кодекса, предоставлены следующие исключительные права: на исполнение, право авторства, право на имя, на неприкосновенность исполнения - на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Фактически предоставление исполнителю таких исключительных прав означает, что использование его исполнения или постановки допускается при условии выплаты ему вознаграждения. Невыполнение этого требования может квалифицироваться судами как нарушение смежных прав (Постановление ВС РФ N 15). Однако когда артист выступает на шоу-мероприятии, ему предпочитают выплачивать вознаграждение за выступление, а не за использование его записи. Значит, оплачиваться выступление музыкантов должно в рамках заключенного трудового или гражданско-правового договора.

Бухгалтерский учет рекламных расходов на шоу-мероприятие при заключении агентского договора с рекламным агентством будет таким же, как и в случае заключения договора на возмездное оказание услуг, однако расходы в бухгалтерском учете можно будет отразить только при представлении отчета агентом и приложении всех подтверждающих документов.

Произведенные расходы по агентскому договору на проведение шоу-мероприятия организации также могут учесть в целях налогообложения прибыли, если такие расходы отвечают требованиям ст. 252 Налогового кодекса, то есть экономически обоснованны, направлены на получение дохода и документально подтверждены. Данные расходы учитываются в составе рекламных на основании п. 4 ст. 264 Налогового кодекса, причем их следует признавать в целях налогообложения прибыли в размере 1 процента от выручки за налоговый период.

Нужно отметить, что налоговые органы могут признать расходы на проведение шоу-мероприятия экономически необоснованными. Однако существует выигранное налогоплательщиком судебное дело (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 22 июня 2004 г. N А72-9342/03-Б666), которое разъясняет следующее:

"В части отнесения заявителем расходов на рекламу кассационная инстанция также признает выводы Арбитражного суда Ульяновской области обоснованными, так как расходы в сумме 109 718 руб. осуществлялись на организацию и проведение дня открытых дверей 7 декабря 2001 г. "в целях формирования и повышения интереса к деятельности организации и продвижения товара на рынке Ульяновской области", в соответствии с Приказами по предприятию от 20.10.2001 N 12/1 и от 23.10.2001 N 12/2.

Согласно пп . "у" п. 2 Положения о составе затрат к затратам на рекламу относятся "затраты, связанные со сбытом продукции... рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные затраты".

Заявителем были произведены расходы по изготовлению рекламного фильма, были изданы буклеты, проведена презентация, организован фуршет для всех лиц, прибывших на презентацию закрытого акционерного общества "Торговый Дом РСП-Симбирск ", вход на презентацию был объявлен свободным, что подтверждается материалами дела и соответствует ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом и юридическом лице , товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний); пп . "у" п. 2 Положения о составе затрат (затраты, связанные со сбытом продукции... рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные затраты); Нормам и нормативам на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующим размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядку их применения, утвержденным Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н (к расходам организации на рекламу относятся в том числе: расходы на разработку, издание и распространение рекламных изделий, в том числе печатной продукции; расходы на распространение рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции и т.д.; расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации; расходы на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях; расходы на оформление комнат образцов и демонстрационных залов; расходы на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с деятельностью организации).

Размер расходов на рекламу, произведенных заявителем, соответствует нормативам, установленным Нормами и нормативами на представительские расходы, утвержденными Приказом Минфина России от 15.03.2000 (7,5% от валовой прибыли).

Таким образом, налоговым органом незаконно исключены из состава расходов расходы на рекламу в размере 563 334 руб.

В соответствии с п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ к расходам организации на рекламу относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на сетевую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок- продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

При этом расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в абз . 2-4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, 9 июля 2002 г. закрытым акционерным обществом "Торговый дом РСП-Симбирск " на площади г. Ульяновска был организован концерт-презентация (для неопределенного круга лиц) с целью формирования и поддержания интереса к деятельности заявителя, а также поддержания интереса к продукции, представленной заявителем на рынке. Для организации рекламной акции были привлечены сторонние организации: общество с ограниченной ответственностью "БиэЛСи ", общество с ограниченной ответственностью "Генезис", общество с ограниченной ответственностью "Бассуана " (подтверждается первичными документами -д оговорами с ООО "Бассуана ", ООО "БиэЛСи ", ООО "Генезис", счетами-фактурами, актами сдачи-приемки выполненных работ), с которыми заявитель заключил договоры на предоставление комплексных услуг по изготовлению и размещению рекламной продукции, а также договор на привлечение для участия в рекламной акции творческих коллективов. Концертная площадка и кулисы при проведении концерта были оформлены логотипами заявителя.

Размер расходов на рекламу соответствует нормативам, установленным абз . 5 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ (1 процент от реализации за налоговый период - 2002 г., то есть: 1 процент от 714 186 544 руб. (выручка от реализации за 2002 г.) = 7 141 865 руб.).

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:

Решение от 22 января 2004 г. и Постановление апелляционной инстанции от 25 марта 2004 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9342/03-Б666 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения".

Если организация решила нести бремя проведения шоу-мероприятия самостоятельно, то при заключении договора с физическим лицом - артистом необходимо учитывать следующее.

Выплачивая зарплату или вознаграждение музыканту, певцу или иному творческому работнику, организация выступает по отношению к нему налоговым агентом по НДФЛ. В обязанности налогового агента входит исчислить и удержать налог в отношении всех доходов налогоплательщика, за исключением доходов, исчисление и уплата налога по которым производятся налогоплательщиком. Доходов от оказания услуг и передачи авторских прав нет среди таких исключений, если их получателем не является индивидуальный предприниматель. Последний самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, исходя из полученных доходов (п. 1 ст. 227 НК РФ). Организация, выплачивающая им доход, не является по отношению к ним налоговым агентом, и у нее нет обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога. Однако при проведении мероприятий налогового контроля следует учесть, что у организации могут быть истребованы документы, подтверждающие статус налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей (Письмо ФНС России от 19 июня 2006 г. N04-1-03/334).

В отношении музыкантов, певцов, исполнителей, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, организация производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога в установленном порядке. Рассмотрим особенности исчисления налога при выплате доходов на основании различных договоров.

Если организация выплачивает вознаграждение по трудовому договору, то необходимо исчислить НДФЛ со всей суммы выплат, при этом предоставив налогоплательщику стандартные налоговые вычеты. В такой ситуации организация может уменьшить налоговое бремя творческих работников не только на стандартные вычеты, предусмотренные ст. 218 Налогового кодекса. Организация может включить в вознаграждение работника компенсационную выплату, которая, если она установлена действующим законодательством, не учитывается при обложении НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса.

В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса при использовании работником с согласия работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих ему, а также возмещаются расходы, связанные с использованием личного имущества. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Организация может заключить с творческим работником отдельное соглашение о выплате компенсации за использование в интересах работодателя личного имущества (например, музыкальных инструментов). Тогда, выплачивая компенсацию, предусмотренную заключенным соглашением или внутренним нормативным актом, организация не включает ее в совокупный доход работника, подлежащий налогообложению. Необходимо учесть, что размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием упомянутого имущества для целей трудовой деятельности. Это означает, что организация должна располагать документами (или заверенными в установленном порядке их копиями), как подтверждающими право собственности работника на используемое имущество, так и подтверждающими расходы, понесенные им при использовании данного имущества (Письмо Минфина России от 2 марта 2006 г. N 03-05-01-04/43).

Если организация заключила с музыкантом, певцом или исполнителем договор о возмездном оказании услуг, то НДФЛ также необходимо исчислить с суммы вознаграждения и удержать в общеустановленном порядке. При этом стандартный налоговый вычет налоговый агент может предоставить не за весь период, на который заключен гражданско-правовой договор, а только за те месяцы, в которых налогоплательщик получил налогооблагаемый доход. Эта позиция высказана налоговиками в Письме от 11 февраля 2005 г. N 04-2-02/35@.

Гражданским кодексом предусмотрено, что к договору возмездного оказания услуг применимы отдельные положения норм о договоре подряда. В частности, если руководствоваться ст. 709 Гражданского кодекса, то можно сделать вывод, что цена услуг в договоре включает компенсацию издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение. Однако исключить компенсацию из совокупного дохода лица, не состоящего с организацией в трудовых отношениях, вряд ли удастся. Она устанавливается по соглашению сторон, так же как вознаграждение, и различна в каждом конкретном случае, поэтому считать данную выплату компенсационной для целей налогообложения не получится. Налог исчисляется со всей суммы вознаграждения, начисленного по договору возмездного оказания услуг.

Суммы авторского гонорара, как доходы, полученные от использования в РФ авторских и иных смежных прав, признаются объектом обложения НДФЛ (п. 1 ст. 208 НК РФ). Организация выступает в роли налогового агента, если у нее заключен договор непосредственно с автором. Если предприятие общепита перечисляет вознаграждение по лицензионному соглашению, заключенному с управляющей авторскими правами организацией, то обязанность по удержанию налога возникает у последней.

В соответствии с п. 3 ст. 221 Налогового кодекса автору может быть предоставлен профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если расходы не могут быть подтверждены документально, то налогоплательщик вправе воспользоваться установленными в ст. 221 Налогового кодекса нормативами уменьшения налогооблагаемой базы по НДФЛ. Они установлены в процентах к сумме начисленного дохода. Для музыкально-сценических произведений этот процент составляет 40 процентов, расходы на создан ие ау диовизуальных произведений без подтверждения документами оцениваются в 30 процентов, иные музыкальные произведения - в 25 процентов.

Предоставляя налогоплательщику профессиональные вычеты, организации следует обратить внимание на следующее. Как указано в Письме УФНС России по г. Москве от 26 апреля 2006 г. N 28-11/33607, расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться в уменьшение налоговой базы с расходами, не подтвержденными документами, в пределах установленного норматива, а профессиональный вычет предоставляется на основании письменного заявления автора.

Что касается уплаты ЕСН, то объектом обложения данным налогом признаются вознаграждения, выплачиваемые по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, а также авторские выплаты согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса. С вознаграждений по трудовому и гражданско-правовому договорам налог исчисляется по установленным ст. 241 Налогового кодекса ставкам.

Для выплат по авторскому договору порядок расчета налоговой базы установлен п. 5 ст. 237 Налогового кодекса. При исчислении ЕСН организация также вправе уменьшить налоговую базу на профессиональные налоговые вычеты.

Если предприятие заключило лицензионное соглашение с организацией, управляющей авторскими правами, то в соответствии с разъяснениями Минфина России (см. Письмо от 19 октября 2006 г. N 03-05-02-04/161) плательщиком ЕСН является пользователь авторских прав. Однако ЕСН начисляется на выплаты и вознаграждения физическим лицам. Поэтому предприятию следует заключать с управляющей авторскими правами организацией лицензионные соглашения,


в которых вознаграждение выделено отдельно по всем авторам, чтобы обеспечить исчисление ЕСН по каждому физическому лицу.

Сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В части расчета налога, уплачиваемого в фонд социального страхования, п. 3 ст. 238 Налогового кодекса позволяет не учитывать любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам. Поэтому начисление ЕСН с суммы авторского гонорара и вознаграждения по договору возмездного оказания услуг в ФСС не производится.

Законом об обязательном пенсионном страховании определено, что объект налогообложения и налоговая база для исчисления взносов в ПФР и ЕСН одинаковы. Исходя из этого, с авторского гонорара, вознаграждения по гражданско-правовым договорам взносы начисляются в общеустановленном порядке по тарифам, установленным ст. 22 Закона "Об обязательном пенсионном страховании" (Письма УФНС России по г. Москве от 14 сентября 2006 г. N 18-12/3/081449@, от 23 августа 2006 г. N 21-18/454, от 2 августа 2005 г. N 21-11/54831).

Что касается уплаты взносов по страхованию от несчастных случаев, то данный вид обязательного социального страхования предусмотрен Законом N 125-ФЗ прежде всего для работников организации. Взносы уплачиваются с выплат по трудовым договорам, а если это прямо предусмотрено сторонами, то и по гражданско-правовым договорам. Для музыканта и иных исполнителей музыкально-культурных мероприятий вероятность возникновения страхового случая невелика. Поэтому в договоре на возмездное оказание услуг такой вид страхования может быть не указан. То же самое можно сказать об авторском договоре. Начисление взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве на авторские выплаты законодательством не предусмотрено.

Заметим, что если организация заключает договор с агентством, представляющим интересы артиста, то обязанности по уплате "зарплатных " налогов с вознаграждений артистам у приглашающей их стороны не возникнет, так как она не связана с ними договорными отношениями.