История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Я скачал образец договора на размещение рекламы с приложениями.
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Расходы на рекламу

Реклама в сети Интернет

Еще один распространенный способ рекламы - это реклама в сети Интернет. Расходы на размещение информации в Интернете являются рекламными. Такая точка зрения подтверждается Минфином России, который дает соответствующие разъяснения в Письме от 6 декабря 2006 г. N 03-03-04/2/254. В нем, в частности, говорится, что, согласно Закону "О рекламе", в понятие телекоммуникационных сетей входит и размещение рекламы в сети Интернет. А значит, затраты на рекламные мероприятия во Всемирной паутине относятся к рекламным . Причем, как отмечается в Письме Минфина России от 29 января 2007 г. N 03-03-06/1/41, данные затраты не нормируются, а учитываются при исчислении налога на прибыль в полном объеме.

Существуют различные способы размещения рекламы в Интернете. К ним, например, относятся:

1) создание баннеров, через которые посетители чужого web-сайта попадают на сайт компании. Расходы по размещению баннеров учитываются в целях налогообложения прибыли в полном объеме. Для документального подтверждения данных затрат потребуется договор на размещение баннера с владельцем сайта и акт сдачи-приемки оказанных им услуг. В акте отражают период размещения баннера и стоимость размещения рекламы;

2) создание собственного сайта компании в Интернете. Сайт создается организацией с целью предоставления информации о себе, своей деятельности в Интернете. Сайт подпадает под определение программы для ЭВМ и базы данных в соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса, вступившей в силу с 1 января 2008 г. и регулирующей отношения в этой сфере деятельности.

Согласно ст. 1261 Гражданского кодекса, программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаем ые ею ау диовизуальные отображения.

В соответствии со ст. 1260 Гражданского кодекса базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

В соответствии с нормами части четвертой Гражданского кодекса создатель сайта имеет на него исключительные права, которые он может передать по договору другому лицу. Сайт является результатом творческого труда программистов и дизайнеров. Сайт может быть создан как сторонней организацией, так и штатным сотрудником. Причем если разработку сайта осуществляет штатный сотрудник в соответствии с возложенными на него обязанностями по трудовому договору, то исключительные права в таком случае принадлежат работодателю при условии, если трудовым договором не предусмотрено иное. Сотрудник, не владеющий правами, может получать вознаграждение, размеры и порядок выплаты которого должны быть прописаны в договоре между работником и работодателем. Обязательная регистрация исключительного права на созданный сайт не требуется. В добровольном порядке это право организация может зарегистрировать в Роспатенте и получить соответствующий документ. В случае приобретения сайта у сторонней организации для документального подтверждения исключительного права достаточно договора с разработчиком, в котором оговаривается переход к заказчику исключительного права на сайт.

Соответственно, если организация имеет исключительное право на сайт, стало быть, она владеет нематериальным активом в соответствии с п. 3 ст. 257 Налогового кодекса и п. 6 ПБУ 14/2000. При желании разместить рекламу в Интернете недостаточно создания только сайта. Для его идентификации необходимо зарегистрировать доменное имя. Затраты по регистрации доменного имени в случае создания нематериального актива признаются расходами по доведению объекта до состояния, пригодного к использованию, и включаются в его стоимость (см. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 июля 2003 г. N 04-02-05/2/37). Расходы по перерегистрации доменного имени следует относить к текущим расходам, так как в соответствии с п. п. 8, 12 ПБУ 14/2000 изменение первоначальной стоимости НМА не предусмотрено после ввода его в эксплуатацию.

Нормы амортизационных отчислений рассчитываются исходя из стоимости НМА и срока полезного использования актива. В налоговом учете для НМА определен срок амортизации продолжительностью в 10 лет (п. 2 ст. 258 НК РФ). В бухгалтерском учете, согласно п. 17 ПБУ 14/2000, необходимо исходить из периода использования объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды, либо (если этот срок определить невозможно) установить его из расчета 20 лет. Срок полезного использования НМА можно установить приказом руководителя или оговорить в договоре с разработчиком сайта.

Если сайт обошелся в сумму менее 10 000 руб., то затраты на его создание в целях налогообложения прибыли списываются единовременно на основании пп . 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса. В бухгалтерском учете данный сайт будет считаться НМА независимо от его стоимости, в связи с чем на него должен быть установлен срок полезного использования и должна начисляться амортизация. Вследствие этого в бухгалтерском учете возникают налогооблагаемые временные разницы, на которые нужно начислять отложенные налоговые обязательства (п. 15 ПБУ 18/02).

Если же организация не имеет исключительного права на сайт, а лишь пользуется услугами по размещению на сайте рекламной информации о ее деятельности, то расходы на такие услуги учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на рекламу согласно п. 4 ст. 264 Налогового кодекса при расчете налога на прибыль. В бухгалтерском учете такие расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99.

При этом следует учитывать, что если в договоре указан конкретный срок использования сайта заказчиком, то в соответствии с п. 1 ст. 272 Налогового кодекса расходы следует распределить равными долями на весь период и затем равномерно в течение этого срока списывать на себестоимость. Такой же порядок равномерного списания распространяется и на бухгалтерский учет согласно п. 65 Положения N 34н с применением счета 97 "Расходы будущих периодов".

В случае отсутствия ссылок в договоре на срок использования сайта в налоговом учете расходы на создание сайта списывают единовременно на основании пп . 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса, а в бухгалтерском - на основании п. п. 5, 8 ПБУ 10/99.

Однако данная позиция не бесспорна. Налоговики считают, что в соответствии с п. 1 ст. 272 Налогового кодекса расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Таким образом, по их мнению, налогоплательщик вправе сам установить продолжительность периода списания расходов. Правила бухгалтерского учета, в частности п. 19 ПБУ 10/99, также предусматривают признание затрат такого вида в Отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами. Следовательно, при согласии с такой точкой зрения можно установить какой-либо срок, исходя из собственных оценок на основании приказа руководителя. В таком случае необходимости в применении ПБУ 18/02 не возникает.

Расходы на регистрацию доменного имени в случае отсутствия у организации исключительных прав на сайт в состав НМА включать нельзя, а также относить их в налоговом учете на расходы на услуги информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы) в соответствии с пп . 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса, в бухгалтерском учете - к прочим затратам организации в соответствии с ПБУ 10/99. Обычно право пользования доменным именем предоставляется на год, следовательно, и в бухгалтерском, и налоговом учете затраты следует включать в себестоимость равномерно в течение этого периода.

Соответственно, следующая перерегистрация доменного имени будет учитываться аналогичным образом.

Для функционирования web-сайта организации необходимо иметь web-сервер. В случае если она не имеет такой возможности, то можно заключить договор с организацией-провайдером на услуги хостинга - предоставление в аренду дискового пространства на сервере и обеспечение доступа пользователей к web-сайту организации. Кроме того, провайдеры обычно обеспечивают еще и техническую поддержку (администрирование) размещенного в Интернете web-сайта.

Затраты на оплату услуг провайдера в бухгалтерском учете относятся к прочим расходам по обычным видам деятельности (п. 8 ПБУ 10/99) и отражаются на счетах учета затрат (44, 26, 20). В налоговом учете в зависимости от цели создания сайта затраты на оплату услуг провайдеров могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп . 18, 28, 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса.

Как правило, срок договора с провайдером определен и предусматривает ежемесячную оплату услуг, поэтому расходы и в бухгалтерском, и в налоговом учете должны признаваться равномерно, то есть по мере оказания данных услуг.