История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



    Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Место малого бизнеса в истории

Первое письменное сообщение о малом бизнесе появилось более 4000 лет назад. Это было описание того, как банкиры ссужают деньги под проценты 1 . С этого времени предприниматели потратили бесчисленное количество часов, поставляя свою продукцию и услуги потребителям.

Малый бизнес процветал почти во всех древних культурах. Арабы, вавилоняне, египтяне, иудеи, греки, финикийцы и римляне отличались в этом деле. Однако их продукция и услуги были часто некачественными и небрежно исполненными, потребителей нередко обманывали. В результате к малым предприятиям стали относиться с презрением.

Против этого выступил Хаммурапи, царь Вавилонии. В 2100 г. до н. э. он составил кодекс из 300 законов для защиты потребителей и предпринимателей, направленных в том числе против мошенничества. Вырезанный на мраморной колонне высотой восемь футов оригинальный текст кодекса (большая часть которого стерлась со временем) хранится в парижском Лувре. Ниже приведена выдержка из законов Хаммурапи:

"Если преступники готовят заговор в доме виноторговки и она не схватит их и не приведет ко дворцу, эта виноторговка должна быть предана смерти.

Если строитель построил дом для человека и не сделал свою работу безупречно и дом, который он построил, разрушился и стал причиной смерти домовладельцев, этот строитель должен быть предан смерти".

Эти два закона подчеркивают истинность поговорки, что "чем больше вещи меняются, тем больше они остаются такими же" Действительно, защита потребителей имеет такое же важное значение сегодня, как и во времена Хаммурапи. Заметьте также, что эти законы касаются и социальной ответственности предпринимателей.

Именно благодаря главным образом малому бизнесу цивилизация распространилась по всем известным в то время странам. По сути, малые предприятия дали всему миру вавилонскую астрономию, греческую философию, еврейский календарь и римское право.

В средние века римско-католическая церковь неуважительно относилась к предпринимателям. Церковь клеймила розничных торговцев как грешников, поскольку они ничего не делали для улучшения качества товара, но назначали более высокие цены, чем его изготовитель. Вплоть до XIX в. церковь часто высказывалась против практики взимания процентов со ссуд.

Хотя в настоящее время малый бизнес ценится более высоко, чем когда-либо ранее, его все еще затмевают такие профессии, как медицина и право. В своей классической работе по истории бизнеса Мириам Биэрд указывает:

"Врачи теперь окружены таким величием, что общественность забывает, что недавно они находились на уровне цирюльников. Адвокаты забрались из положения семейного поверенного на внушительную высоту... Не так обстоит дело с предпринимателем; он, будучи неизвестного происхождения и непочитаем, все еще продолжает борьбу. Он является своим собственным предшественником, и обычно его память не хранит событий даже до последнего хозяйственного кризиса".