История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Организационные схемы

Ни один организационный план не является завершенным без подготовки организационной схемы. На таких схемах проведены линии, указывающие распределение ответственности и соподчиненности рабочих мест. На новом предприятии предприниматель может занимать несколько постов, например, как инженер-химик, о котором мы говорили ранее. Организационная схема его компании может выглядеть подобно показанной в примере 10.4.

Такой тип организации называют линейно-штабным. В этом случае все работники подчиняются одному руководителю (в примере эти связи показаны черными линиями). Частичного совпадения обязанностей не происходит. Взаимосвязи тех, кто выполняет штабную работу по бухгалтерскому учету и учету кадров, а также персонала, осуществляющего руководство теми, кто выполняет линейные обязанности по производству и сбыту, представлены красными линиями. Хотя это и может показаться совпадением полномочий, но на самом деле это не так. Для того чтобы понять почему, рассмотрим линейные и штабные полномочия.

Линейные полномочия. Линейные должности дают занимающим их лицам право руководить теми, кто стоит ниже. Они занимают положение, при котором могут сказать: "Делай это и делай сейчас" Их полномочия вытекают из их права на наем и увольнение работников.

Пример 10.4

Образец организационной схемы

Штабные полномочия. Штабные должности обеспечивают меньшую власть, чем линейные. Лица, занимающие штабные должности, используют свои специальные знания для того, чтобы помогать линейным менеджерам решать сбытовые и производственные проблемы. Если линейные менеджеры могут сказать: "Делай это и делай сейчас", штабные менеджеры говорят: "Вы должны сделать это таким вот образом, поскольку это наилучший вариант"

Иными словами, линейные полномочия представляют силу власти, которой одно лицо обладает в отношении другого, а штабные полномочия представляют собой силу знания, которым одно лицо обладает в отличие от другого.

Другое различие между линейными и штабными полномочиями заключается в том, что задачей линейных подразделений является получение продукта и его продажа, а задачей штабных подразделений является генерирование идей, нацеленных на поддержание прибыльности и конкурентоспособности предприятия. Однако для сотрудников штабных подразделений недостаточно просто генерировать идеи: они должны уметь заставить свои идеи работать.

До сих пор мы сосредоточивали свое внимание на линейно-штабной форме организации. Существуют и другие формы.

Линейная организация. Каждый работник подчиняется единственному руководителю; никто не выполняет штабных функций. Эта форма организации является обычной для предприятий с числом занятых менее 10 человек.

Функциональная организация. Работник может подчиняться двум или более руководителям. При такой форме организации мастер на производстве может подчиняться непосредственно бухгалтеру, агенту по закупкам и исследователю, а также руководителю производства.

Функциональная организация обычно ведет к хаосу. При наличии двух и более руководителей работник никогда не знает, к кому следует обратиться при возникновении проблемы, и ни один из руководителей не отвечает полностью за деятельность работников. Очевидно, что предпринимателям лучше отказаться от выбора этой формы организации.

Изменение организационных форм. Линейная организация является приемлемым вариантом для небольших предприятий, но как только занятых становится больше 10 человек, предпринимателям необходимо рассмотреть возможность перехода на линейно-штабную форму организации. Такой переход часто ведет к возникновению некоторых запутанных проблем, особенно на быстрорастущих предприятиях. Когда предприниматель передает один из своих постов вновь нанятому бухгалтеру или специалисту по исследованию рынка, работники-ветераны могут с неудовольствием воспринять изменения и смотреть на штабных работников как на самозванцев. Их отношение часто выражается в заявлениях типа:

"Мы обходились без них раньше, так зачем они нужны нам теперь? Что они знают о том, как мы тут работаем? Они никогда не пачкали рук. Они просто будут нам обузой. Они даже не знают, как изготавливается наша продукция. Кому они нужны?"

Наилучший способ решить эту проблему взаимоотношений — не допустить ее возникновения с самого начала. Перед тем как открыть дело, предприниматель должен спланировать организацию таким образом, как будто существует возможность заполнения каждой штатной единицы. Именно такой вид организационного планирования осуществляет инженер из приведенного нами ранее примера, который составил все должностные инструкции, как линейные, так и штабные, определил квалификацию лиц, которые должны занять эти места, и подготовил организационную схему, в которой указано, кто и кому подчиняется, причем сам инженер занимает вначале большинство должностей.

При такой организационной схеме каждый работник будет с самого начала знать, каким образом предприниматель собирается руководить предприятием. Каждый будет знать также, что предприниматель занимает много постов только временно. Позже, по мере расширения предприятия, для занятия этих постов будут наняты профессионалы, что позволит предпринимателю уделять больше времени планированию деятельности.

Ограничения организационных схем. Предприниматель должен также учитывать ограниченные возможности организационных схем, поскольку они часто показывают больше, чем может быть реализовано на практике. Немногие предприятия действуют в точности так, как показано на организационных схемах. У растущих предприятий организационные схемы вскоре устаревают; непредвиденные события часто изменяют планы предпринимателя. По этой причине мудрые предприниматели обновляют свои организационные схемы, по меньшей мере, ежегодно.

Подготовка организационной схемы заставляет предпринимателей придавать определенную форму своим замыслам до открытия собственного дела. Перед составлением схемы они должны обдумать, какую работу следует выполнить для обеспечения прибыльности предприятия и каким образом должна быть выполнена эта работа. Без этого организационные схемы не имеют никакой ценности.

Возможности схемы ограничиваются также тем, что на ней нельзя показать, каким образом все рабочие места в пределах предприятия связаны друг с другом. Попытка сделать это приведет к тому, что лист покроется бесчисленными сплошными и пунктирными линиями, перепутанными между собой. Хорошая организационная схема проста и выделяет только ключевые должности и линии полномочий. Эффективная организационная схема должна быть информативной.