История рекламы
Создание рекламы
Основные виды рекламы
Принципы и практика рекламы
Как работает реклама
Эффективность рекламоносителей
Исследование рынка
Расходы на рекламу
Социокультурные измерения рекламы
Маркетинг
Маркетинг:основы теории и практики
Маркетинг и рост фирм
Управление малым бизнесом
Международная экономика
Производственный учёт



Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Управление малым бизнесом

Помощь в управлении: совет директоров

В принципе, совет директоров может оказать предпринимателю огромную помощь, особенно при решении крупных проблем. Выбранные акционерами директора несут юридическую ответственность за предприятие и обладают всеми необходимыми полномочиями. Теоретически они могут совершать следующие действия:

выбор президента и других должностных лиц предприятия;

делегирование власти для руководства повседневной деятельностью предприятия;

определение политики в области выплаты дивидендов, финансирования основных расходов и оплаты деятельности руководящих работников, включая жалованье предпринимателя.

Если предприятие находится в единоличном владении или является партнерством, предприниматель не обязан формировать совет. Однако в каждом штате требуют, чтобы корпорация имела совет по защите интересов акционеров. Это требование сохраняет силу даже в том случае, когда предприниматель является единственным акционером.

Мифы о советах директоров

Проведенные исследования показывают, что, поскольку предприниматели имеют тенденцию игнорировать свои советы директоров, более 90% из них не могут выполнять свои обязанности. Профессор Гарвардского университета Майлс Л.Мэйс обнаружил, что:

Пример 10,6

Помощь по менеджменту и профессиональная помощь

"Общепризнанные задачи советов — выбор высших руководителей, выработка политики, определение полученных результатов, постановка глубоких вопросов — все больше и больше воспринимаются как прочно утвердившийся миф, а между мифом и реальностью существует значительный разрыв".

Один из мифов, развенчанных исследованием профессора Мэй-са, заключается в том, что совет выбирает президента. Он обнаружил, что в большинстве корпораций директора на практике не выбирают президента, за исключением случаев неожиданной смерти. Комментируя эту функцию совета, один чиновник заявил:

"Старая концепция о том, что акционеры выбирают совет, а совет выбирает президента, является фикцией. Она не имеет отношения к современным корпорациям. Совет не выбирает управленцев — управленцы выбирают совет.

Другой миф, развенчанный исследованием профессора Мэйса, заключается в том, что члены совета устанавливают цели и задают мудрые, проницательные вопросы. Вместо этого он обнаружил, что обычно члены совета пассивны. Подобно марионеткам, они "пляшут на ниточках", за которые тянут предприниматели. Поскольку они выбраны административным руководством, члены совета чаще действуют в качестве представителей администрации, а не ее контролеров. Они редко задают острые вопросы, например о снижении прибыли. И предприниматели не поощряют такие вопросы. Их позиция выражается словами: "Это мои деньги и моя компания, поэтому я буду поступать так, как мне нравится" Дружелюбно настроенные члены совета разделяют эту позицию и задают себе вопрос: "Зачем вмешиваться и создавать себе лишние трудности?" Однако некоторые предприниматели занимают грамотную позицию в отношении совета.

Пример. "Никто здесь не задавал боссу неприятных вопросов, и поэтому я решил образовать совет директоров, чтобы собрать в нем нескольких человек, равных мне по положению, с кем я мог бы разговаривать", — рассказывает Рэй Петерсон, владелец и президент "Индастриэл фабрикейтинг компани" из Стрэтфорда, шт.К оннектикут. Петерсон говорит, что если бы он работал в крупной корпорации, то имел бы 6 или 7 человек для обмена идеями, однако его малочисленный совет директоров помогает выполнять ту же задачу.

Петерсон сформировал свой совет в 1981 г. В течение года после его формирования объем продаж производителя металлических рам составил чуть более 2 млн. долл., что было лишь немногим больше полученных в предшествующем году 1,8 млн. долл. И все же Петерсон был воодушевлен влиянием совета на его компанию и ожидал, что в конечном счете его рекомендации помогут увеличить доходы. "Самое ценное заключается в том, что совет заставляет меня думать", — говорит он.

Совет Петерсона уже сделал серьезные выводы в результате произведенного исследования. Петерсона принудили признать, что один из его продуктов не приносит прибыли. Он немедленно прекратил его выпуск. Между прочим, он платит своему совету по 200 долл. за заседание. "Они делают это ради себя, — говорит он. — Они получают такие же знания и опыт, как и я"

Поиск кандидатов в совет директоров

Конечно, некоторые советы работают удовлетворительно, в особенности в роли органа, занимающегося решением возникающих проблем. Каким образом предпринимателям следует подбирать членов совета директоров, чтобы они могли внести свой вклад в успех предприятия? Предпочтительнее привлекать в совет директоров людей из числа живущих в данной местности и преуспевающих в качестве предпринимателей и профессионалов.

В идеале преуспевающий предприниматель должен быть знаком с отраслью хозяйства, в которой будет действовать открывающееся предприятие. Так, например, предприниматель, собирающийся создать предприятие по обслуживанию компьютеров, может привлечь в совет розничного торговца, который занимается продажей компьютеров для малых предприятий.

В целом в число членов совета следует включать бухгалтеров, банкиров, юристов или специалистов по компьютерам. Например, тот же предприниматель может включить в состав совета профессора в области вычислительной техники, который будет консультировать по ЭВМ.

Совет должен иметь небольшую численность, поскольку с числом членов более пяти он может стать неуправляемым и непродуктивным. Лучше потратить время на подбор пяти способных решать проблемы членов, чем поспешно собрать десять человек, не способных ни к чему, кроме пустых разговоров.

В примере 10.7 показана роль совета директоров, входящего в организационную структуру предприятия, имеющего форму корпорации.